Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» потребовал ответа

«Газпром» потребовал ответа

«Газпром» предупреждает Евросоюз, что украинскому транзиту приходит конец

После 2019 года «Газпром» больше не будет поставлять газ в ЕС через Украину. В компании требуют от Европы «четкого ответа» о дальнейшем энергетическом сотрудничестве и просят не тянуть время со строительством инфраструктуры для приема газа по «Турецкому потоку». Это означает, что «Газпром» готов терять деньги, но не иметь дела с Украиной, считают эксперты.

Россия заявляет, что Евросоюз целенаправленно и в одностороннем порядке переносит все риски при поставках газа на поставщика. Об этом заявил в понедельник глава «Газпрома» Алексей Миллер. По его словам, при переходе от старой модели европейской энергетической безопасности к новой (в первую очередь речь идет о все большем переходе от долгосрочных контрактов к разовым) произошел дисбаланс между рисками, которые всегда распределялись между поставщиком и потребителем. Теперь же поставщик принимает на себя все риски: ценовые, транзитные, регуляторные, риски спроса.

«Возникает вопрос: кто вообще за это платит? — говорит глава российской монополии. — Ответ: за это платит «Газпром», потому что мы несем условно постоянные затраты на содержание этих мощностей. Объем этих мощностей на сегодняшний день колоссальный».

По словам Миллера, возможности «Газпрома» в добыче составляют 617 млрд куб. м газа в год. Но в 2014 году производство газа составило лишь 444 млрд куб. м.

«Что это значит? Это значит, что мы вот так вот, в один щелчок, можем просто-напросто удвоить объемы экспорта российского газа в Европу», — сказал Миллер.

В прошлом году «Газпром» экспортировал в Европу 146,6 млрд куб. м, и по прогнозу российского Минэкономразвития, в 2015 году эти цифры снизятся до 127,3 млрд куб. м. Если Европа в крупных объемах не нуждается, предупредил Миллер, то Россия может перенаправить газовые потоки на Азию.

Основным посланием выступления Миллера является желание четко показать Европе: после 2019 года, когда истечет транзитный контракт с Украиной, поставок через украинскую территорию не будет, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. А значит, европейцам надо начинать строить инфраструктуру для приема газа по трубопроводу «Турецкий поток».

«ЕС явно рассчитывает на то, что можно ничего не строить, а к 2020 году «Газпром» будет вынужден продлить контракт с Украиной, — говорит Симонов. — Однако и Миллер, и также выступавший на конференции глава российского Минэнерго Александр Новак ясно дали понять: украинскому транзиту приходит конец».

«Ключевыми словами Миллера является фраза «Мы можем взять паузу», — считает глава ФНЭБ. — Это прямой намек на то, что «Газпром» готов терять деньги от недопоставок в Европу, но к украинскому транзиту не вернется».

Кстати, Миллер также отметил, что торпедирование проекта «Южный поток» (именно его должна заменить труба через Турцию), который фактически похоронила Еврокомиссия, было направлено именно на сохранение поставок через Украину. «Тот, кто думает иначе, глубоко заблуждается», — подчеркнул глава «Газпрома».

2020 год должен стать переломным. Если Европа не построит необходимую инфраструктуру, другого газа, кроме российского, в этот период в ЕС просто не будет, считает Симонов. Азербайджан, который обещал обеспечить поставки 10 млрд куб. м в год, к 2020 году их только начнет, а на проектный уровень они выйдут не ранее 2025 года.

Европа в последние годы вообще снижает потребление газа, и спрос на него напрямую зависит от погодных условий, отмечает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Что же касается транзита, эксперт уверен, что Москва все же надеется сохранить украинский маршрут. Корчемкин указывает, что боевые действия на Украине «благоразумно не затрагивают» трассы основных транзитных газопроводов.

«Кроме того, убедить итальянцев в необходимости строительства «Турецкого потока» (морскую часть трубы должна строить итальянская Saipem) «Газпром» просто не успеет, — говорит эксперт. — А без участия Италии — одного из крупнейших потребителей российского газа на юге Европы — проект не имеет смысла».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 13.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики