Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина как «бикфордов шнур» в газовых отношениях России и Европы

Украина как «бикфордов шнур» в газовых отношениях России и Европы

Доклад заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача на семинаре по теме: «Газовые отношения России и Украины в 2015 г.: перспективы разрешения спорных вопросов» (31 марта 2015 г., Институт стран СНГ, г. Москва).

В истории газовых взаимоотношений России и Украины есть одна фундаментальная вещь. После того, как распался Советский Союз, у России остался единственный возможный вариант доставки газа по долгосрочным контрактам в Европе, это Украина, где 95% объема проходило на протяжение 15 лет через территорию страны. Это снизилось до 75% к 2006 году за счет строительства газопровода «Ямал-Европа» через территорию Белоруссии и «Голубого потока» в Турцию. Это была аномальная зависимость, потому что у Украины не было такой зависимости от России в сфере поставок газа, потому что они все-таки исторически добывала 20-25 миллиардов кубометров в год в постсоветский период, которые позволяли покрывать существенную долю своего потребления, российская же сторона зависела фактически на 100 процентов от транзита. В итоге это был некий нож у горла, за счет чего Украина получала многие привилегии. Естественно, все это было достаточно коррумпировано, причем с обеих сторон. На сегодняшний день существуют масса историй, которые являются предметом расследования компетентных органов.

Очень сложно давать оценку, можно ли было выстроить систему по-другому. Предложение создать консорциум по добыче, транспортировке и продаже газа, даже теоретически не могло быть реализовано, потому что всем понятно, какие объемы добычи и транспортировки у России, и что такое транзитная система - это означало бы, что за Украиной остался бы миноритарный пакет. А для украинской стороны это была бы форма отъема их национального фетиша - трубы. Более того, перед первым Майданом, в 2002 году, была попытка создать некий такой консорциум для управления и развития украинской транзитной системы, когда Украине был четко поставлен выбор: либо мы вместе управляем, снижаем риски для России и Европы, а также привлекаем деньги и инвестиции в развитие этой инфраструктуры, либо от этой инфраструктуры будем, так или иначе, отказываться. Кучма, Шредер и Путин подписали соответствующую декларацию. Начались переговоры о консорциуме, после этого, еще до Майдана-2004, они притормозились, а после Майдана, соответственно, были отменены. Попытки вернуться в этот формат были предприняты уже после прихода к власти Януковича, соответственно, это была одна из его ключевых позиций в его предвыборной платформе, но к тому времени уже успели построить «Северный поток», диверсифицировав риски. По моему мнению, не будь «Северного потока», возможно, что в этом году мы бы наблюдали ситуацию, аналогичную с 2009 годом, потому что у Украины был бы мощнейший рычаг воздействия на Россию.

Отказ от выполнения обязательств – это вообще стиль поведения украинской стороны, тем более, они могут всегда списать это на какие-то ошибки прошлого правительства, заявить, что «мы это дело не подписывали, а, значит, выполнять не будем». Но, поскольку зависимость снизилась (в прошлом году всего 40% российского газа прошло через территорию Украины), это уже более-менее приемлемый и сбалансированный вариант. К сожалению, Украина на сегодняшний день — это взрывоопасная история, и более того, она еще является своеобразным бикфордовым шнуром, который можно в любой момент поджечь, и устроить «веселую» ситуацию в отношениях России и Европы. По сути вся эта история, которая развивается вокруг Украины на протяжении двадцати с лишним лет, выглядит вполне в рамках концепции господина Бжезинского – это буфер между Россией и Европой, а точнее, клин, который будет мешать интеграции России и Европы в какое-то единое евразийское экономическое и культурное пространство, которое могло бы стать альтернативой некоему атлантическому союзу во главе с США.

Стоит отметить, что в настоящий момент Украина является фактором нестабильности, который может заставить Европу отказаться от российского газа. Ведь экономической альтернативы, и вообще никакой альтернативы российскому газу нет, есть только возможность отказаться от газа в принципе, в значительных объемах. В некотором смысле это и происходит в Европе, они существенно снижают потребление в последние годы, при этом доля России на европейском рынке растет, потому что экономической альтернативы нет. Но если будут такие альтернативы: не получить газ вообще или получить его только из России, то европейская сторона, конечно, выберет в какой-то момент последнюю. А если будет вероятность того, что «ты получаешь газ из России, но есть вероятность того, что из-за транзитных проблем ты его не получишь, к чему ты должен готовиться?» - к точу, чтобы жить без газа.

Что касается перспектив, и как вообще действовать, исходя из ситуации. Украина занимается тем, что она, во-первых, разрушает свой рынок газа и всю структуру потребления. Во-вторых, если не брать какие-то сверхрадикальные сценарии развития событий в виде новых более серьезных «горячих» региональных войн, нежели мы сейчас имеем, то, так или иначе, решение проблемы может быть только в некоем конструктивном взаимодействии всех сторон. И поэтому конструктивная повестка состоит в том, что только какое-то совместное восстановление Украины может быть тем делом, которое позволит России и Европе выйти из этого клинча.

Дело в том, что взаимозависимость в газовой сфере между Россией и Европой – это одна из последних очень серьезных точек соприкосновения, то, что нас реально связывает и не позволяет обеим сторонам делать слишком непродуманные шаги. Потому что, несмотря на риторику санкций и прочее, вся ситуация все-таки не выглядит как некая необратимость и это не объявление войны, даже «холодной». То есть совершаются какие-то действия, чтобы сохранить лицо с обеих сторон. Возможно, что у США есть какая-то особая позиция и подход по этому поводу. Но, тем не менее, как раз эта газовая связь не даст разрушить отношения полностью. Заявления о том, что мы можем перекрыть поставки газа - это путь в никуда, поскольку он позволит победить силам, являющимся оппонентами взаимодействию России и Европы и вообще развитию Евразии как центра некоего более-менее консолидированного, крепкого региона мирового развития.

Автор: Алексей Гривач

Опубликовано: Materik.Ru, 15.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики