Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская Арктика: отказаться нельзя осваивать

Российская Арктика: отказаться нельзя осваивать

В условиях невозможности делить риски по разработке арктических месторождений с иностранными компаниями из-за санкций, задача освоения Арктики усложняется, считает замгенерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Арктика занимает почти 20% от общей площади РФ, это «основной резерв горнодобывающей и нефтегазовой промышленности», говорится в материалах Минприроды РФ. Но освоение Арктики — задача не из легких. Санкции Запада, низкие цены на нефть и геологические риски усложняют работу российских нефтяных компаний на арктическом шельфе. И все же отказываться от Арктики нельзя, считают эксперты.

Штурмом Арктику не взять

Начальные извлекаемые запасы углеводородов в Арктике могут составить около 260 миллиардов тонн условного топлива — больше половины всех ресурсов углеводородов в России, говорил в начале недели первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Денис Храмов. При этом на арктическом шельфе не разведано более 90% территорий, на суше — около 53%, говорится в материалах министерства.

Начальные извлекаемые запасы в Арктических морях, по данным Минэнерго, оцениваются в 452,2 миллиона тонн нефти, 9 триллионов кубометров газа, запасы газового конденсата оцениваются в 131 миллион тонн.

«Порядка четверти неосвоенных нефтегазовых мировых ресурсов — это Арктика», — отмечает аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. «В основном, это газ — на 80%», — уточняет он. По словам аналитика, добыча газа на арктическом шельфе для России не актуальна, поскольку уже разведанных и освоенных газовых месторождений достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности в топливе как РФ, так и стран-импортеров российского газа.

В то же время шельф российской Арктики в 2020–2030-ые годы может дать не более 20 миллионов тонн, или всего 4% от общей добычи страны. Такие расчеты в начале марта приводил заместитель директора по науке института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский.

Несмотря на такие расчеты, освоение Арктики — стратегическая задача, считает Нестеров. Результаты появятся не ранее, чем через 15–20 лет, но для того, чтобы не отстать от зарубежных партнеров в разработке арктических месторождений, начинать работу нужно уже сейчас, считает он.

«От Арктики отказываться нельзя», — соглашается с ним заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Обычным штурмом Арктику не взять — необходима взвешенная, долгосрочная политика, направленная не на сиюминутный результат. Необходимо ставить реалистичные цели и перед нефтяными компаниями», — считает он.

Арктика как МКС — проще работать совместно

Работу нефтяных компаний на Арктическом шельфе сейчас осложняют сразу несколько факторов: финансовые и технологические санкции Запада, низкая цена на нефть, а также малоизученность арктических территорий.

Ранее в марте директор департамента геологоразведочных работ на шельфе Тимофей Стрельцов сообщил, что «Роснефть» в 2015 году не будет вести бурение в Арктике, компания намерена провести подготовительные работы к бурению в 2016 году. Компания?«Газпром нефть», в свою очередь, перенесла бурение второй скважины на Долгинском месторождении на 2016 год, говорил журналистам в начале недели президент компании Александр Дюков.

Страны Запада в числе прочих антироссийских санкций запретили поставки оборудования и предоставление услуг для глубоководной разведки и добычи нефти, работы в Арктике, ограничили возможности участия зарубежных компаний в проектах по освоению российского арктического шельфа.

«В условиях сегодняшней международной обстановки и невозможности делить риски по разработке арктических месторождений с иностранными компаниями, эта задача (освоения Арктики — ред.) усложняется. Это как МКС (Международная космическая станция — ред.), проще сделать совместными усилиями», — считает Гривач.

Кроме того, низкие цены на нефть далеко не способствуют развитию арктических проектов, и даже «беспрецедентный льготный налоговый режим для таких проектов не обеспечивает их коммерческой эффективности при такой конъюнктуре цен», — уверен эксперт.

Работа продолжается

Несмотря на санкции, над шельфом нужно работать, заявил министр энергетики Александр Новак в марте. Предложения приостановить проект в Арктике он назвал «самоубийственными» для экономики и будущей энергетической безопасности страны.

По словам министра, сейчас нужно сосредоточить усилия на геологоразведке. Основная задача для ведомств и компаний, которые осуществляют проекты в Арктике, разработка и использование российских технологий работ по бурению, а также привлечение иностранных компаний из стран, которые не поддержали санкции, отмечал Новак.

Еще один ключевой вопрос, над которым можно работать уже сейчас, — вопрос экологической безопасности работ в арктической зоне, говорил в марте министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

«В случае аварии разливы нефти в условиях арктических льдов устранить невозможно», — объясняет Нестеров, аналитик Сбербанк CIB.

«Сегодня все страны должны отдавать себе отчет в необходимости формирования единых правил предупреждения и реагирования на разливы нефти, риски которых существуют в связи с планируемым судоходством и нефтедобычей в регионе», — передал через пресс-службу Донской.

Как сообщили в Минприроды в пятницу, на следующей неделе международный Арктический совет планирует подписать рамочный документ по предупреждению разливов нефти. 

Источник: РИА Новости, 17.04.2015 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики