Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Либерализация доступа нефтяных компаний на шельф - неизбежный процесс

И. Юшков: Либерализация доступа нефтяных компаний на шельф - неизбежный процесс

Минприроды предлагает в рамках расширения доступа к шельфу использовать механизм создания консорциумов между нефтяными компаниями, в том числе и частными, участников которых будет одобрять государство. Что принесет отрасли появление частных компаний в шельфовых проектах? Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков ответил на вопросы издания.

- Что принесет отрасли появление частных компаний в шельфовых проектах?

- Тут важно отметить, что по действующему законодательству на шельфе могут работать государственные компании, имеющие 5-летний опыт работы. В то же время все государственные компании отстают в плане приватизации. Поэтому, либо когда Роснефть будет приватизироваться, нужно будет отнять у нее все шельфовые проекты и лицензии, либо изменить законодательство.

Поэтому изменение законодательства и либерализация доступа нефтяных компаний на шельф - это неизбежный процесс, который будет происходить. Просто сейчас этот факт хотят завуалировать - и вроде как допускают теперь и частные компании к разработке шельфовых проектов. Прежде всего, речь идет о "ЛУКОЙЛе" и "Новатэке". У "ЛУКОЙЛа" есть желание, технологии и опыт по разработке шельфовых проектов, в том числе, и за рубежом, и в России. Они активно работают на Каспии. Конечно, они хотели бы работать и на шельфе.

Для государства это будет только в плюс, потому что придут частные инвесторы, которые будут вкладывать свои деньги. Не государственные, как та же Роснефть, потому что скважина, которая была пробурена в Карском море в прошлом году, очень дорогая, больше полумиллиарда долларов стоила. А тут будут не государственные деньги тратить, а частные. Во-первых, вести геологоразведку и ставить на баланс новые месторождения придется именно им. Если частники успешно реализуют  свои проекты, то будут добывать там нефть, соответственно, ее экспортировать и платить экспортные пошлины, и платить налог на добычу полезных ископаемых и остальные налоги.

То есть для России это крайне важно и нужно, потому что сейчас мы будем наблюдать падение добычи нефти из-за истощения Западно-Сибирских месторождений, которые разрабатываются с советского времени. Так что для государства от этого только плюс, непонятно, почему раньше этого не делалось, и какие опасности подразумевались. Хотя бы сделали такой режим, который предлагал Вадим Алекперов, при котором на шелльф допускаются компании, где бенефициарами являются российские граждане. Соответственно, давать эту возможность не иностранцам, а российским гражданам. Поэтому мне представляется, это давно надо было это сделать.

- Может ли этот шаг способствовать более скорому освоению шельфовых территорий и формированию развитой инфраструктуры?

- Скорее всего, в ближайший год-два шельфовые проекты частные компании разрабатывать не будут, потому что они уже спланировали инвестиционную программу, и при нынешних ценах на нефть это совершенно нерентабельное занятие. Единственное, что они могут начать- проведение геолого-разведочных работ и подготовку к реализации этих проектов. Если цена нефти поднимется опять до 100 долларов, и будет сохранятся на таком высоком уровне через год, через два, естественно, что они уже задумаются о добычных проектах.

Заметим, речь идет о проектах на шельфе южных морей, на том же Каспии добыча будет активно развиваться, и на Дальнеи Востоке. Выход на Арктические моря сложнее, потому что, инфраструктуры нет, технологий нет, и все это предстоит только разрабатывать и создавать. А главная проблема - в том, что 80% лицензий на шельфе уже розданы госкомпаниям: это Газпром и Роснефть. И даже сейчас пришлось Путину в это вмешаться, и сказать, что новые лицензии, на которые уже подали заявки госкомпании, госкомпаниям пока не отдавать, и заморозить процесс лицензирования шельфовых месторождений. Чтобы было что сейчас  частникам отдать.   

Источник: Bigness.Ru, 22.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики