Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Контракт с КНР на поставку газа по западному маршруту: интрига сохраняется

Контракт с КНР на поставку газа по западному маршруту: интрига сохраняется

Намеченные на 8–9 мая переговоры лидеров России и Китая, по мнению большинства опрошенных РИА Новости аналитиков, вряд ли станут историческими для газовых взаимоотношений двух стран. Долгожданный контракт на поставку российского газа в КНР по западному маршруту во время визита китайской делегации в Москву подписан не будет, считают эксперты.

В то же время отмеченная многими активность переговоров и намеки Европе о наличии соседа, желающего покупать российский газ, по мнению некоторых аналитиков, свидетельствуют в пользу заключения контракта в самое ближайшее время. Таким образом, по традиции газовых переговоров с Китаем, интрига в этой истории может сохраниться до последнего момента.

«Помните, как было с прошлым контрактом (на поставки по восточному маршруту — ред.)? Все решили, что его не подпишут, а его взяли и подписали на следующий день. Предпосылки к подписанию есть. В России есть избыточные возможности по добыче, которые в настоящее время не востребованы в европейском направлении и которые можно достаточно быстро перенаправить на китайский рынок за счет строительства газопроводов», — сказал заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Предпосылки есть…

На фоне все большего осложнения взаимоотношений с европейскими партнерами Россия продолжает наращивать сотрудничество с Китаем. В настоящее время полным ходом идет реализация проекта строительства газопровода «Сила Сибири», по которому в 2018 году с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений могут пойти в КНР 5 миллиардов кубометров в год. Впоследствии объем поставок может вырасти до 38 миллиардов кубометров. Соответствующий 30-летний контракт «Газпром» и CNPC подписали в мае 2014 года.

Через полгода — в ноябре 2014 года — было подписано рамочное соглашение о поставках по западному маршруту — газопроводу «Алтай». На начальном этапе поставки газа в КНР по этому направлению могут составлять 30 миллиардов кубометров в год. В дальнейшем могут быть построены вторая и третья нитки газопровода с выходом на потенциальную мощность до 100 миллиардов кубометров в год.

Спустя почти шесть месяцев после принятия политического решения по проекту, коммерческие переговоры все еще продолжаются. На минувшей неделе во время своего визита в Пекин вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович заявил о необходимости подтолкнуть «Газпром» и CNPC к контракту, дать политический сигнал компаниям для ускорения подготовки необходимых документов.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер ранее также сообщил, что надеется на подписание контракта по западному маршруту в самое ближайшее время, поскольку многие этапы были пройдены в рамках подготовки контракта по восточному маршруту. В то же время Миллер отметил, что начало поставок газа в Китай по западному маршруту усилит конкуренцию Европы и АТР за российский газ, поскольку для экспорта газа по «Алтаю» будет использована та же ресурсная база Западной Сибири, с которой газ идет в Европу.

Именно обострившиеся отношения Запада и России, по мнению некоторых экспертов, говорят о том, что контракт может быть скоро подписан.

«Вероятность подписания договора на поставки газа по западному маршруту, на мой взгляд, высока. В пользу этого говорит и риторика „Газпрома“ и РФ о необходимости диверсификации рынков сбыта в условиях растущих регуляторных рисков работы „Газпрома“ в Европе, и вероятность падения спроса на российский газ в Европе», — полагает содиректор аналитического отдела компании «Инвесткафе» Григорий Бирг.

Но точка не поставлена

В то же время многие эксперты отмечают, что у партнеров остались еще нерешенные вопросы, обсуждение которых может занять некоторое время. «Не исключено, что в рамках данного визита (лидера КНР в Москву — ред.) могут обсуждаться и экономические вопросы, в том числе и вопросы поставки энергоносителей в КНР. Подписание соглашения о поставках газа в Китай по западному маршруту в этот период вряд ли состоится, а вот его обсуждение может продолжиться», — заявил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

С ним согласен и аналитик «Сбербанка КИБ» Валерий Нестеров. «Вероятность подписания проработанного документа небольшая, если не сказать минимальная. Какие-то соглашения, тоже промежуточные, без деталей, в которых не будет решенных ключевых вопросов, прежде всего по ценам, это может быть подписано. Мне кажется, внимание участников будет все же сосредоточено на том событии, ради которого они все соберутся в Москве», — считает Нестеров.

Дворкович, общаясь с прессой в Пекине также подчеркнул, что хотя у сторон есть уже согласованные позиции, остаются и вопросы, по которым необходимо провести дополнительную работу.

Основным пунктом, согласование которого традиционно идет до последнего момента, является вопрос цены. «Я думаю, это (цена — ред.) и является основным вопросом, который обе стороны продолжают обсуждать. Мы хорошо помним, как долго длились переговоры по восточному маршруту. Ключевым там вопросом была, как раз цена. Я думаю, здесь скорого развития событий также ждать не стоит», — сказал аналитик Альфа-банка Александр Корнилов.

Однако эксперты разошлись в оценке того, будет ли цена поставки газа по западному маршруту сопоставима с ценой поставки по восточному. В частности, Корнилов полагает, что цена поставок газа по газопроводу «Алтай» будет ниже, чем по «Силе Сибири». «Китай уже закупает у Туркменистана газ на своей западной границе. И исторически цена там значительно ниже. Кроме того, КНР будет исходить из конечной цены в центрах потребления — на своих урбанистически развитых территориях, которые отстоят значительно далеко от того места на границе России и Китая, где будет приниматься газ по западному маршруту. Поэтому исходя из этой экономики, я думаю, что цена там будет существенно ниже, чем цена по восточному маршруту», — объясняет эксперт.

Другого мнения придерживается Гривач из ФНЭБ: «Я думаю, что цена по западному маршруту будет сопоставима с ценой по восточному маршруту, ведь это все цены, которые привязаны к корзине нефтепродуктов. Сейчас стоимость этой корзины сократилась. Я предполагаю, что формула цены в обоих контрактах будет такая же».

При этом аналитики единодушно заявляют, что снизившиеся мировые цены на нефть, которые потянули за собой и цены на газ, никак не отразятся на переговорном процессе между «Газпромом» и CNPC.

«Я думаю, что вряд ли они (изменившиеся условия на рынке — ред.) существенно повлияли на переговорный процесс, потому что в контракт закладывается формула, которая включает в себя цену на нефть в тот или иной момент времени. Наверно, не очень принципиально, какая сегодня цена на нефть, учитывая, что первые поставки газа по западному маршруту ожидаются не ранее 2019 года. И какая будет там конъюнктура, сказать сложно. Я думаю, что текущий уровень цен на нефть не играет серьезной роли», — подчеркнул Корнилов из Альфа-банка.

Китайцам спешить некуда

В то же время Нестеров из «Сбербанка КИБ» предположил, что Китаю в принципе нет необходимости спешить с подписанием контракта. «У китайцев нет никакой спешки ни с точки зрения внутренних потребностей, ни политической необходимости форсировать естественный ход событий. Это не значит, что нет интереса. Интерес к российскому газу, безусловно, есть, но, мне кажется, китайская сторона спешить с подписанием не будет», — заявил эксперт.

Нестеров полагает, что неспешность Китая можно объяснить осторожной позицией страны. «Дело в том, что Китай занимает достаточно осторожную, на мой взгляд, позицию… Очень много вопросов неясных с уровнем собственной добычи. За последнее время темпы развития экономики снизились, темпы спроса на импорт тоже снизились. Потребности в газе тоже могут быть пересмотрены. На самом деле очень большая и сложная страна, довольно пестрая картина», — сказал аналитик.

Источник: ПРАЙМ, 27.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики