|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Контракт с КНР на поставку газа по западному маршруту: интрига сохраняется Контракт с КНР на поставку газа по западному маршруту: интрига сохраняетсяНамеченные на 8–9 мая переговоры лидеров России и Китая, по мнению большинства опрошенных РИА Новости аналитиков, вряд ли станут историческими для газовых взаимоотношений двух стран. Долгожданный контракт на поставку российского газа в КНР по западному маршруту во время визита китайской делегации в Москву подписан не будет, считают эксперты. В то же время отмеченная многими активность переговоров и намеки Европе о наличии соседа, желающего покупать российский газ, по мнению некоторых аналитиков, свидетельствуют в пользу заключения контракта в самое ближайшее время. Таким образом, по традиции газовых переговоров с Китаем, интрига в этой истории может сохраниться до последнего момента. «Помните, как было с прошлым контрактом (на поставки по восточному маршруту — ред.)? Все решили, что его не подпишут, а его взяли и подписали на следующий день. Предпосылки к подписанию есть. В России есть избыточные возможности по добыче, которые в настоящее время не востребованы в европейском направлении и которые можно достаточно быстро перенаправить на китайский рынок за счет строительства газопроводов», — сказал заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Предпосылки есть… На фоне все большего осложнения взаимоотношений с европейскими партнерами Россия продолжает наращивать сотрудничество с Китаем. В настоящее время полным ходом идет реализация проекта строительства газопровода «Сила Сибири», по которому в 2018 году с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений могут пойти в КНР 5 миллиардов кубометров в год. Впоследствии объем поставок может вырасти до 38 миллиардов кубометров. Соответствующий Через полгода — в ноябре 2014 года — было подписано рамочное соглашение о поставках по западному маршруту — газопроводу «Алтай». На начальном этапе поставки газа в КНР по этому направлению могут составлять 30 миллиардов кубометров в год. В дальнейшем могут быть построены вторая и третья нитки газопровода с выходом на потенциальную мощность до 100 миллиардов кубометров в год. Спустя почти шесть месяцев после принятия политического решения по проекту, коммерческие переговоры все еще продолжаются. На минувшей неделе во время своего визита в Пекин Глава «Газпрома» Алексей Миллер ранее также сообщил, что надеется на подписание контракта по западному маршруту в самое ближайшее время, поскольку многие этапы были пройдены в рамках подготовки контракта по восточному маршруту. В то же время Миллер отметил, что начало поставок газа в Китай по западному маршруту усилит конкуренцию Европы и АТР за российский газ, поскольку для экспорта газа по «Алтаю» будет использована та же ресурсная база Западной Сибири, с которой газ идет в Европу. Именно обострившиеся отношения Запада и России, по мнению некоторых экспертов, говорят о том, что контракт может быть скоро подписан. «Вероятность подписания договора на поставки газа по западному маршруту, на мой взгляд, высока. В пользу этого говорит и риторика „Газпрома“ и РФ о необходимости диверсификации рынков сбыта в условиях растущих регуляторных рисков работы „Газпрома“ в Европе, и вероятность падения спроса на российский газ в Европе», — полагает содиректор аналитического отдела компании «Инвесткафе» Григорий Бирг. Но точка не поставлена В то же время многие эксперты отмечают, что у партнеров остались еще нерешенные вопросы, обсуждение которых может занять некоторое время. «Не исключено, что в рамках данного визита (лидера КНР в Москву — ред.) могут обсуждаться и экономические вопросы, в том числе и вопросы поставки энергоносителей в КНР. Подписание соглашения о поставках газа в Китай по западному маршруту в этот период вряд ли состоится, а вот его обсуждение может продолжиться», — заявил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. С ним согласен и аналитик «Сбербанка КИБ» Валерий Нестеров. «Вероятность подписания проработанного документа небольшая, если не сказать минимальная. Дворкович, общаясь с прессой в Пекине также подчеркнул, что хотя у сторон есть уже согласованные позиции, остаются и вопросы, по которым необходимо провести дополнительную работу. Основным пунктом, согласование которого традиционно идет до последнего момента, является вопрос цены. «Я думаю, это (цена — ред.) и является основным вопросом, который обе стороны продолжают обсуждать. Мы хорошо помним, как долго длились переговоры по восточному маршруту. Ключевым там вопросом была, как раз цена. Я думаю, здесь скорого развития событий также ждать не стоит», — сказал аналитик Однако эксперты разошлись в оценке того, будет ли цена поставки газа по западному маршруту сопоставима с ценой поставки по восточному. В частности, Корнилов полагает, что цена поставок газа по газопроводу «Алтай» будет ниже, чем по «Силе Сибири». «Китай уже закупает у Туркменистана газ на своей западной границе. И исторически цена там значительно ниже. Кроме того, КНР будет исходить из конечной цены в центрах потребления — на своих урбанистически развитых территориях, которые отстоят значительно далеко от того места на границе России и Китая, где будет приниматься газ по западному маршруту. Поэтому исходя из этой экономики, я думаю, что цена там будет существенно ниже, чем цена по восточному маршруту», — объясняет эксперт. Другого мнения придерживается Гривач из ФНЭБ: «Я думаю, что цена по западному маршруту будет сопоставима с ценой по восточному маршруту, ведь это все цены, которые привязаны к корзине нефтепродуктов. Сейчас стоимость этой корзины сократилась. Я предполагаю, что формула цены в обоих контрактах будет такая же». При этом аналитики единодушно заявляют, что снизившиеся мировые цены на нефть, которые потянули за собой и цены на газ, никак не отразятся на переговорном процессе между «Газпромом» и CNPC. «Я думаю, что вряд ли они (изменившиеся условия на рынке — ред.) существенно повлияли на переговорный процесс, потому что в контракт закладывается формула, которая включает в себя цену на нефть в тот или иной момент времени. Наверно, не очень принципиально, какая сегодня цена на нефть, учитывая, что первые поставки газа по западному маршруту ожидаются не ранее 2019 года. И какая будет там конъюнктура, сказать сложно. Я думаю, что текущий уровень цен на нефть не играет серьезной роли», — подчеркнул Корнилов из Китайцам спешить некуда В то же время Нестеров из «Сбербанка КИБ» предположил, что Китаю в принципе нет необходимости спешить с подписанием контракта. «У китайцев нет никакой спешки ни с точки зрения внутренних потребностей, ни политической необходимости форсировать естественный ход событий. Это не значит, что нет интереса. Интерес к российскому газу, безусловно, есть, но, мне кажется, китайская сторона спешить с подписанием не будет», — заявил эксперт. Нестеров полагает, что неспешность Китая можно объяснить осторожной позицией страны. «Дело в том, что Китай занимает достаточно осторожную, на мой взгляд, позицию… Очень много вопросов неясных с уровнем собственной добычи. За последнее время темпы развития экономики снизились, темпы спроса на импорт тоже снизились. Потребности в газе тоже могут быть пересмотрены. На самом деле очень большая и сложная страна, довольно пестрая картина», — сказал аналитик. Источник: ПРАЙМ, 27.04.2015 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|