Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Украина меряются претензиями

Россия и Украина меряются претензиями

Украина требует с «Газпрома» $16 млрд, у «Газпрома» претензии еще больше

Украина требует от «Газпрома» через суд уже более $16 млрд. «Газпром» в ответ говорит, что его претензии еще больше, только по штрафам take-or-pay суммы «астрономические». По оценкам экспертов, до $40 млрд. Симпатии Стокгольмского арбитража будут на стороне Украины, предупреждают эксперты. Однако нельзя говорить, что Киев выйдет безоговорочным победителем в этом споре.

Украинский «Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитражный суд новый иск к «Газпрому». Речь идет о попытке оспорить транзитный договор, который «Нафтогаз» считает несправедливым, и получить компенсации за недостаточный, с точки зрения Киева, транзит через территорию Украины.

Требования по новому иску составляют $10 млрд. Учитывая, что в Стокгольме уже рассматриваются аналогичные претензии «Нафтогаза» к «Газпрому», общая сумма составляет $16 млрд.

 

Первый иск «Нафтогаз» подал еще в октябре 2014 года, в нем истец просит обязать «Газпром» компенсировать $3,2 млрд за снижение объемов транзита и $3 млрд за низкую тарифную ставку. Также «Нафтогаз» требует признать, что транзитный тариф в контракте «должен быть изменен таким образом, как будет указано в дальнейших письменных заявлениях «Нафтогаза», в соответствии с основными принципами шведского контрактного права».

 

Украинский премьер-министр Арсений Яценюк 1 мая написал на своей странице в Facebook, что в течение полугода после первого обращения в арбитраж по транзитному контракту «ведущие международные эксперты и юристы осуществили значительный объем работы, чтобы четко доказать, что транзитный контракт является несправедливым по отношению к Украине». Причем, по словам Яценюка, общая сумма претензий даже превышает $16 млрд.

«Газпром» в ответ заявил, что сумма встречных претензий к «Нафтогазу» еще выше.

Об этом представитель монополии Сергей Куприянов заявил ТАСС, однако цифры не уточнил.

В «Газпроме» «Газете.Ru» пояснили, что речь идет о претензиях по невыполнению Украиной контрактных обязательств, штрафах и пенях.

«Только по take-or-pay суммы астрономические», — сказал собеседник «Газеты.Ru»

 

Принцип take-or-pay («бери или плати») подразумевает, что потребитель должен закупать определенную часть законтрактованного газа вне зависимости от того, нужны ли в действительности эти объемы, либо так или иначе оплачивать его стоимость. Кстати, эта торговая практика вошла в список претензий к «Газпрому» со стороны Еврокомиссии. ЕК рассматривает использование take-or-pay как злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Что касается Украины, то «Газпром» пообещал во втором квартале штрафы по take-or-pay не требовать. Всего с 2010 года, как заявляла российская монополия, штрафы за недобор газа составили $11,388 млрд.

Однако по оценке замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, сумма значительно больше и может составить почти $40 млрд.

«В 2009–2011 годы были заключены договоренности о невзимании штрафов по take-or-pay, однако в период с 2012 по 2014 год включительно Киев недокачал около 60 млрд кубометров газа, — рассказывает Гривач. — И здесь штрафы уже составляют $27 млрд».

Кроме того «Газпром» требует от Украины компенсировать потери по предоставленной ранее скидке (так называемое харьковское соглашение). Российская монополия снизила цену на $100 за 1 тыс. кубометров, в обмен на то, что Украина продлевала с 2017 года соглашение о размещении Черноморского флота РФ в Севастополе. После того как Крым перешел к России, скидка оказалась бесполезной, «Газпром» фактически потерял деньги. По словам Алексея Гривача, это еще $11,4 млрд.

Директор энергетического направления Института энергетики и финансов Алексей Громов считает, что симпатии Стокгольмского арбитража в силу политических причин будут на стороне Украины.

Впрочем, нельзя говорить, что ей обеспечена победа в деле. Эксперты рынка ранее говорили, что «транзитные» иски Украины вообще не имеют судебной перспективы, так как в соответствующем контракте «Газпрома» не прописаны никакие штрафные санкции на случай невыполнения российской монополией обязательств по прокачке газа (компания должна поставлять через Украину не менее 110 млрд куб. м в год). Поэтому непонятно, по какой формуле Киев рассчитывал сумму претензий. Что касается стоимости транзитных услуг, то здесь цена транзита напрямую связана с ценой собственно газа, а Украина пытается поднять цену транспортировки, при этом требуя от «Газпрома» снижения газовой цены.

 

«Контракт, подписанный Киевом в 2009 году, был опубликован, его мог прочитать любой, и в нем нет откровенно дискриминационных условий, — указывает Громов. — Единственное сомнительное место — привязка цены газа к цене нефтепродуктов на рынке Италии, одном из самых дорогих в Европе. То есть Украина заведомо должна платить больше, чем страны — соседи по региону». Но тем не менее контракт был подписан, подчеркивает эксперт. «Газпром» никого не заставлял», — отмечает он.

 

«Мы полагаем, что претензии еще будут нарастать с обеих сторон, лавинообразно, — предупреждает эксперт. — Но суд в Стокгольме — дело долгое, по нашим оценкам, он завершится не ранее 2016–2017 года».

«Газпром» также ранее заявлял, что не ждет решения Стокгольмского арбитража раньше 2017 года.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 02.05.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики