Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ловушка для Саудовской Аравии

Ловушка для Саудовской Аравии

Нефть всегда имела прямо-таки мифическую связь с политикой. Нефтяной отрасли никак не удается функционировать исключительно по экономическим законам. И наиболее отчетливо процессы борьбы за власть оказывают воздействие на нефть на Ближнем Востоке. Нынешние события в регионе уже становятся тем "чёрным лебедем", который может кардинально изменить ситуацию на мировых рынках энергоресурсов.

Давняя конкуренция Саудовской Аравии и Ирана в начале 2015 года вылилась в восстание повстанцев хуситов в Йемене. При негласной поддержке Ирана хуситы уже захватили фактически всю территорию Йемена, а прежнему президенту страны сунниту Абд Раббо Мансур аль-Хади пришлось бежать в Саудовскую Аравию. По просьбе Мансура аль-Хади саудиты, собрав коалицию в составе ОАЭ, Кувейта, Бахрейна, Катара, Египта, Иордания, Марокко, Турции, начали операцию "Буря решимости", предусматривающую бомбардировку позиций хуситов.

Начало военных действий на Аравийском полуострове на какой-то момент повысили цены на нефть. 26 марта котировки Brent поднялись на 5%, а WTI - на 6,6%. Но это была спекулятивная игра трейдеров. Йемен обладает запасами углеводородов и является экспортером нефти, но не оказывает существенного влияния на мировой рынок.

По данным Energy Information Administration, запасы нефти Йемена составляют 3 млрд баррелей (410 млн тонн). Добыча "чёрного золота" в стране началась в 1986 году. Пик производства был достигнут в 2001 году, когда добыча вышла на уровень 441 тысяч баррелей в сутки. После этого производство неуклонно снижалось и в 2013 году составило только 130 тысяч баррелей в сутки. Ситуацию усугубил ввод в 2009 году в действие завода по сжижению газа. До этого газ закачивался обратно в пласт для поддержания давления при добычи нефти. Кроме того, террористические группы постоянно нападали на нефтетранспортную инфраструктуру, что отбивало у иностранных инвесторов желание инвестировать в добычные проекты в Йемене. В 2012 году было зафиксировано 15 нападений, а в 2013-м году по разным данным - от 12 до 24 атак на нефтепромышленные объекты.

Значение Йемена заключается не столько в собственном добычном потенциале, сколько в его географическом положении и мобилизационных возможностях. На юге страны находится Баб-эль-Мандебский пролив. Его ширина составляет около 18 км. Но в наиболее узком месте судоходная акватория сокращается до 2 км. Этот пролив является одним из узких мест мировой транспортировки нефти. Через него проходит 4,7 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. Причем объёмы транзита постоянно растут: за год с 2013 по 2014 год они выросли на 20% (200 тысяч баррелей).

Несмотря на то, что транзит нефти через Баб-эль-Мандебский пролив составляет только 6,8% от общего объёма морской транспортировки нефти. Проблемы с прохождением танкеров мгновенно отразятся на стоимости "чёрного золота". Причем в проливе могут возникнуть два виде проблем. Йеменцы могут перенять опыт пиратства у своих сомалийских соседей и захватывать нефтяные танкеры. Это несложно - Йемен является одной из беднейших стран Ближнего Востока. На углеводороды приходится 89% доходов бюджета. По данным МВФ, для ведения бездефицитного бюджет Сане нужно продавать свою нефть на экспорт по $215 за баррель.

Второй вариант действий Йемена - полное перекрытие Баб-эль-Мандебского пролива. Но это возможно только в случае эскалации конфликта Саудовской Аравии и Ирана. Получив контроль над Йеменом через хуситов, Иран фактически может закрыть саудовской нефти путь на азиатские рынки. Большую часть экспорта Саудовской Аравии идет через Ормузский пролив. Иран неоднократно заявлял, что сможет перекрыть его в случае военной агрессии против него как со стороны арабских, так и западных стран. Для обхода Ормузского пролива у Саудовской Аравии есть несколько нефтепроводов, самый крупный из которых - Восток-Запад - способен доставлять 4,8 млн баррелей в сутки на побережье Красного моря. В случае перекрытия Баб-эль-Мандебского пролива эти объёмы саудовской нефти смогут пойти только на запад - через Суэцкий канал в Средиземное море.

Йемен может создать Саудовской Аравии ещё более серьёзные проблемы. Саудиты со своими союзниками уже втягиваются в затяжную военную операцию. Дело не ограничится бомбардировками. В условиях горной местности подобная тактика не может принести существенных результатов. Опыт СССР и США в Афганистане и Ираке это подтвердил. 21 апреля представитель командования коалиции, бригадный генерал Ахмед аль-Асири сообщил, что Саудовская Аравия начинает новую операцию в Йемене. Пока не известны подробности новой тактики коалиционных сил, - они продолжают наносить воздушные удары, но в скором будущем вполне могут начать и наземную операцию.

Это может привести к печальным последствиям для самой Саудовской Аравии. Несмотря на наличие большого количества современного вооружения, саудовская армия имеет меньше шансов против мотивированных и опытных йеменцев. Причём военные действия скорее будут проходить на территории Саудовской Аравии. Имеющих около 60 млн единиц оружия на руках йеменцев 25 млн, естественно они захотят поживиться за счет саудитов.

В случае сухопутной войны с Йеменом Эр-Рияд рискует получить восстание шиитского населения, основная часть которого проживает в северо-восточной провинции Эш-Шаркия. В этом регионе расположено крупнейшее саудовское месторождение Ghawar с запасами в 9,5 млрд тонн и ежегодной добычей около 250 млн тон. Саудовская Аравия уже сталкивалась с шиитскими волнениями, но в 2011 году во время "арабской весны" их удалось подавить за счёт роста социальных расходов. Теперь же, при низкой стоимости нефти, саудитам всё сложнее "тушить" шиитские волнения деньгами.

Дополняет проблемы Саудовской Аравии желание США улучшить отношения с Ираном. Хотя американцы и направили к берегам Йемена авианосец "Теодор Рузвельт" и ракетный крейсер "Нормандия", это не гарантирует их вмешательства в конфликт, ведь тогда Иран точно не пойдет на сделку по ядерной программе. К тому же между США и саудитами существует открытый конфликт из-за нежелания ОПЕК снижать добычу в надежде на смерть американских сланцевых проектов.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Нефтетранспортная территория, 24.04.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики