Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Мухи» в отдельной квартире

«Мухи» в отдельной квартире

В ходе ежегодного обращения к народу и парламенту 28 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко сказал, что Россия и Белоруссия — братья, но каждый должен жить в «своей квартире». Все вроде бы верно, тем более что слова Лукашенко о том, что Россия живет в «пентхаусе» звучат лестно. Но на практике оказывается, что Белоруссия вовсе не хочет разъезжаться в отдельную жилплощадь. Это противоречие наиболее ярко проявляется в нефтяной сфере.

В апреле текущего года в отношениях двух стран в области нефтяной промышленности вновь возникла напряженность. Из-за падения курсу рубля в отношении к доллару США, поставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ на российский рынок снизили свою рентабельность. Вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что от поставок нефтепродуктов в Россию Белоруссия терпит убытки в размере $100 за тонну из-за низких цен на российском рынке. Можно отметить, что Белоруссия не единственная страна, жалующаяся на низкую стоимость нефтепродуктов в России. К таким относится и Казахстан. Но там проблема в другом — дешевые российские нефтепродукты хлынули в страну и ударили по рентабельности казахских переработчиков.

Специфика отношений Москвы и Минска заключается в том, что нефть для переработки на своих НПЗ Белоруссия получает из России. В 2014 году Белоруссия импортировала из России 22,5 млн тонн нефти. Причём средняя её цена составила всего $339 за тонну, т. е. $45,3 за баррель. Это при том, что средняя цена российской экспортной смеси Urals равнялась за тот период $97,6 за баррель. Это расхождение является следствием специфики взаимоотношений России и Белоруссии. В настоящее время между сторонами действует договоренность о том, что Россия не облагает экспортной пошлиной нефть, идущую в Белоруссию, так как та является членом Таможенного союза и Единого экономического пространства. Но если Белоруссия будет экспортировать российскую нефть или произведенные из неё нефтепродукты, то экспортные пошлины пойдут в российский бюджет.

К подобной схеме стороны пришли не сразу. После распада Советского Союза в Белоруссии остались два современных НПЗ, а в России — нефтяные месторождения. Все попытки России перейти в отношениях с новым соседом на рыночные принципы встречали бурное негодование. Александр Лукашенко сразу же вспоминал о «братстве наших народов», которое неблагодарное российское руководство хочет разрушить в угоду финансовым интересам. Порой доходило и до прямого шантажа. В 2010 году Россия в очередной раз предложила компромиссный вариант: 6,3 млн тонн, необходимые для производства нефтепродуктов для внутреннего рынка Белоруссии не будут облагаться экспортной пошлиной, а все что сверху — будет продаваться по рыночным условиям.

Александр Лукашенко принял только половину данного предложения — ту, что касалась беспошлинной нефти. А на вторую половину предложения — обиделся и начал демонстративную акцию отказа от российской нефти. В частности, глава Белоруссии договорился с президентом Венесуэлы Уго Чавесом о поставках венесуэльской нефти на белорусские НПЗ. Были даже проведены несколько поставок венесуэльской нефти по разным маршрутам. В итоге суммарная стоимость транспортировки из Венесуэлы до НПЗ составила около $71 за тонну. В мае 2010 года Белстат сообщил, что стоимость венесуэльской нефти составила $656 за тонну, против $398 за тонну стоимости российской нефти.

В некотором плане Александр Лукашенко является образцовым политиком. Он отстаивает интересы собственной страны, рассказывая поочередно две сказки: одну про двух братьев, плечом к плечу отражающие атаки всего мира, и вторую — об отдельных квартирах. Сейчас настал период рассказов о необходимости поставок белорусских нефтепродуктов на более рентабельные европейские рынки, несмотря на договоренности о поставках высокооктанового бензина в Россию.

Впрочем, Москва готова к прагматичному разговору. Минэнерго России уже заявило о готовности рассмотреть в июне возможность сокращения поставок нефти в Белоруссию. Так что Минску не стоит забывать, что «котлеты» находятся в «пентхаусе», а в «отдельной квартире» можно запереться только с «мухами».

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Нефтетранспортная территория, 08.05.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики