Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша требует от России газ подешевле, а от Катара – подороже

Польша требует от России газ подешевле, а от Катара – подороже

Польская газовая компания PGNIG не смогла за полгода договориться с Газпромом о второй за два года скидке на газ – и решила требовать ее через суд. Парадоксально, что Варшава готова покупать катарский газ по цене вдвое дороже российского, но скидку требует не от Дохи, а от Москвы.

Польская PGNIG – крупнейший газовый дистрибьютор страны – обратилась накануне с иском в Стокгольмский арбитраж к Газпрому и «Газпром экспорту» по поводу цен на газ, говорится в сообщении компании.

Размер исковых требований и дата принятия решения не могут быть указаны на данном этапе прений, сообщает польская сторона.

Предметом спора стали долгосрочные ценовые условия контракта, действительного до 2022 года. В рамках соглашения Россия поставляет в Польшу 10,2 млрд кубометров газа в год. Общее годовое потребление Польши составляет до 14 млрд кубометров.

Поляки подали иск в арбитраж спустя полгода после того, как обратились с требованием к Газпрому и «Газпром экспорту» пересмотреть цену на газ. Однако переговорные процессы не привели к решению, удовлетворяющему обе стороны. Период переговоров завершился в начале мая. Однако обращение польской компании в арбитраж не исключает возможности продолжения двусторонних переговоров, говорится в сообщении. Это подтверждает также и сделанные ранее заявления главы польской компании Мариуша Завишы (Mariusz Zawisza).

Как сообщил РИА «Новости» источник в «Газпром экспорте», «сенсации здесь нет, арбитраж предусмотрен стандартными контрактами, но переговоры обычно продолжаются». Официально в «Газпром экспорте» и Газпроме ситуацию не комментируют.

Провал переговоров может объясняться тем, что Газпром предложил скидку, скорее всего, не более 5–15% (именно такие скидки, как правило, получают европейцы в последние годы), но польской компании захотелось больше. Другой вариант: Газпром и вовсе не согласен с аргументами PGNIG о необходимости предоставить ей новую скидку.

Учитывая, что в ноябре 2012 года, то есть два года назад, Газпром уже снизил цену на газ для польской компании на 10–15%. И в 2013 году средняя цена на газ для Польши была сопоставима с ценами для Чехии и Италии, а Литва платила даже немного больше. Так, Польша в 2013 году закупала газ в среднем по 423 доллара, Италия и Чехия – по 421 и 430 долларов (данные Института экономики и энергетики). Литва платила немного больше Польши – 466 долларов за тысячу кубометров.

Как передает газета «ЕвроСМИ», в польской компании говорили, что Газпром предложил Польше «специальные условия», однако компания PGNiG не прияла их. Вероятно, польская компания пытается с помощью иска выторговать еще более выгодные условия.

В PGNIG называют причиной пересмотра существенные изменения, наблюдаемые на энергетическом рынке Европы в последние годы.

Газпром уже не раз предоставлял скидку своим европейским покупателям, в том числе после судебных разбирательств. Так, летом 2013 года по решению международного Венского арбитража скидку получила компания RWE Supply&Trading CZ (прежнее наименование – RWE Transgas) на поставку газа в Чехию.

Однако требование поляков выглядит неубедительно. «Поляки – довольно странная публика. Они заключили контракт на закупку катарского СПГ по цене нефти, тогда как в последние годы газ в Европе стоит где-то в два раза дешевле нефти. И после этого они просят скидку у Газпрома», – говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

По его словам, в контракте с Катаром прописаны те же правила, что в контракте с Газпромом: «бери или плати», нефтяная привязка и т. д. При этом цена на катарский газ на 80–100% выше, чем в среднем импортный газ на европейском рынке, в том числе российский. «Арбитраж покажет, но аргументы очевидны. Если поляки готовы платить за катарский газ в два раза дороже, чем за российский, то о какой скидке может идти речь?» – считает Гривач.

Однако Варшава этот момент опускает. Зато, требуя скидку от Газпрома, обращает внимание на то, что Польша платит за российский газ больше, чем Германия. У поляков сейчас есть возможность получать порядка 20% импортного газа за счет его реверса из Германии. В этом главный аргумент Польши в пользу скидки от Газпрома. Стоимость газа для Польши действительно выше, чем для крупнейшей экономики в Европе. В 2014 году цена российского газа для Польши составляла 420 долларов за тысячу кубометров, для Германии – 360 долларов, указывает эксперт «1Капиталь» Дмитрий Соломников.

Однако в Германии цены на газ традиционно ниже. Во-первых, это крупнейший покупатель российского газа. «У Германии диверсифицированный портфель поставок, высокий уровень межтопливной конкуренции, и Германия вкладывала в это очень большие деньги. Польша пока вложилась только в СПГ-терминал, и это привело пока только к существенному росту затрат на газ», – говорит Гривач.

Наконец, идущий реверсный газ из Германии в Польшу скорее является виртуальным, чем физическим. Транзитом через территорию Польши в Германию идет российский газ. И, вероятнее всего, часть этого газа просто остается в Польше, а на бумаге идет в Германию и возвращается.

Возможности покупать более дешевый газ, чем газпромовский, и в тех объемах, которые поставляет Газпром, у Польши нет, уверяет эксперт. Реальной диверсификации поставок газа в стране нет.

Исторически энергосистема Польши заточена под подставки газа с востока, то есть из России. Однако Брюсселю никто не мешал построить новые газопроводы, чтобы соединить Польшу (как и Прибалтику) с остальной европейской энергосистемой. Но ЕС тратиться на это не спешил. Польша, как и Литва, с оглядкой на США пошла по другому пути – строительство СПГ-терминалов для приема сжиженного природного газа. Вот только он вдвое дороже российского, да и больших объемов на рынке для Европы не находится.

Для Польши контракт с Катаром уже вышел боком. Варшава должна была достроить терминал по приему СПГ еще в прошлом году, однако не сделала это. Тогда как по контракту Катар должен был начать поставки голубого топлива в Польшу. В итоге стороны договорились так: Катар продает законтрактованный для Польши СПГ другим покупателям по более низкой цене, а Варшава компенсирует ценовую разницу, рассказывает Гривач. Польша физически не может принять катарский газ, но уже платит за него.

Другой вариант для диверсификации поставок газа в Польше еще более призрачный. Варшава уже давно мечтает о сланцевой революции – как это произошло в США. Но пока не получается. ExxonMobil стала первой нефтегазовой компанией, свернувшей свою «сланцевую» деятельность в Польше. За ней в 2013 году последовали Marathon Oil и Talisman Energy. Следом в январе 2014 года и итальянская Eni не стала продлевать две из трех лицензий на разработку сланцевого газа в стране. В апреле французская Total SA также заявила, что не будет продлевать лицензию на разработку своего единственного месторождения сланцевого газа в Польше, так как разработка месторождения в восточной части страны, на границе с Украиной, экономически не оправдана.

Добывать сланцевый газ в Польше оказалось экономически нецелесообразным. Хотя польские власти не оставляют американскую мечту, которую активно поддерживает Вашингтон. Летом прошлого года PGNiG подписала соглашение о сотрудничестве для разведки месторождения сланцевого газа на юго-востоке страны с дочерней компанией американской Chevron.

Газпром остается единственным реальным поставщиком дешевого газа для Польши. Он может пойти на уступки, но скидка Польше может быть предоставлена только в обмен на увеличение объемов закупки российского газа, считает Алексей Гривач. «Но если они хотят и скидку, и одновременно снижать объемы закупки российского газа, то это бред. А внутри страны есть политическая установка, что PGNiG должна сокращать закупку российского газа. Это официальная директива», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД. Поэтому Газпрому рассчитывать на рост поставок газа в Польшу не приходится, а значит, и Польше – на скидку от России.

В любом случае разбирательство в Стокгольмском арбитраже может длиться несколько лет. Хотя надо понимать, что спор рассматривает европейский суд, что может изначально предопределить исход данного дела, не исключает Соломников. 

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 14.05.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики