Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем США экспортировать нефть

Зачем США экспортировать нефть

С учетом возможных последствий для внутреннего американского рынка говорить, что снятие запрета на экспорт нефти превратит Штаты в мощного экспортера, не приходится

Нефтяная отрасль активно обрастает различными слухами, сплетнями, интерпретациями. Одна из таких возбуждающих новостей - Соединенные Штаты рассматривают вариант снятия запрета на экспорт нефти. Дело в том, что в 1985 году США ввели запрет на экспорт нефти, это была реакция на политику арабских стран после первого нефтяного кризиса 1973 года.

Зачастую те, кто берется рассуждать об отмене этого запрета, высказывают опасения, что США станут мощным экспортером нефти и это полностью поменяет картину на мировом нефтяном рынке. Читать такие оценки смешно. США остаются крупнейшим в мире импортером нефти. Надо просто понимать, что если Соединенные Штаты начнут экспорт нефти, это приведет к тому, что одновременно им придется увеличивать и импорт.

С одной стороны, все прекрасно знают об успехах «сланцевой революции» в Америке, это очевидный факт. За счет этих успехов США действительно поменяли расклад на мировом рынке. И действительно они сокращают импорт нефти. Однако все равно не надо забывать, что пока США больше всех в мире нефти импортируют. Только напомнив себе об этом факте, мы можем приступать к анализу ситуации с возможной отменой запрета на экспорт.

Сегодня США импортируют примерно 350 миллионов тонн нефти в год. Это очень приличная цифра. Скажем, наш уровень годовой добычи – порядка 526 миллионов тонн, чудовищная цифра. Китай, в отличие от США, стремительно наращивает импорт, но пока еще на американский уровень не вышел (хотя в мае по суточному импорту и выбивался в лидеры). Китай сегодня импортирует около 300 миллионов тонн. Таким образом, все эти пугалки на тему «США зальет мировой рынок нефтью» весьма и весьма комичны.

Однако вопрос остается: зачем Соединенным Штатам, будучи крупнейшим импортером нефти в мире, нужно экспортировать свою нефть? Вроде бы, логики в этом нет. На самом деле, логика есть с точки зрения производителя нефти в США. Дело в том, что Вашингтон проводит хитрую политику: нефть была превращена усилиями США в глобальный биржевой товар, при этом в последние годы разрыв между ценами на европейском и на американском рынках (спред) стал большим. Если вы сравните цены на европейскую нефть марки Brent, эталонный сорт, и американскую нефть сорта WTI, в определенные моменты времени спред доходил даже до 100-120 долларов, что в принципе было абсолютно ненормальным для мирового рынка. Сейчас ситуация несколько улучшилась. Скажем, на 8 мая нефть марки Brent стоила порядка 65 долларов за баррель, а WTI – 58 долларов, т.е. спред составляет 7-8 долларов. И это тоже прилично за баррель. Европейцам нефть обходится дороже. Вот отсюда и недовольство американских компаний. Они видят, что рынок-то, оказывается, глобален, но в Европе торговать нефтью выгоднее. И с учетом крайней дешевизны фрахта американским нефтяникам оказывается прибыльнее сегодня эти потоки перенаправлять и добываемую в Штатах нефть, возможно, экспортировать.

Но, еще раз повторю, с точки зрения глобальных перетоков это будет означать, что они эту нефть заберут с внутреннего рынка и придется все равно ее как-то замещать. Поэтому-то правительство и относится к данному вопросу аккуратно. Если бы речь шла о том, что с помощью такой меры можно было бы прижучить Россию и других ведущих экспортеров, это была бы одна история. Но ведь понятно, что этот трюк приведет к росту внутренних цен на бензин в США, тогда как низкие цены, безусловно, конкурентное преимущество Соединенных Штатов. Не секрет, что бензин в США на порядок дешевле, чем в Европе, что связано с более разумной налоговой политикой. Правительство США сознательно не берет налоги с бензинового бизнеса, чтобы бензин стоил дешевле. А европейцы сознательно берут эти налоги, чтобы наполнять бюджет и выполнять свои социальные программы. Потребители бензина платят, естественно, за чрезмерные расходы государственных бюджетов. Вот, собственно, поэтому американские нефтяники и лоббируют эту историю. Дело, в общем-то, не в большой геополитике. Поэтому не надо спешить в залихватских оценках.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Материал подготовлен для Expert Online


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики