Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина выпрямляет путь в ЕС

Украина выпрямляет путь в ЕС

Пытаясь взять под контроль транзит российского газа

У Украины появился шанс лишить «Газпром» контроля над по крайней мере одним маршрутом прокачки газа через страну в Европу. Заключив соглашение с венгерской FGSZ, Киев требует, чтобы российская монополия предоставила данные о потоках газа. Это позволит организовать виртуальный реверс, уйти от России как от поставщика и создать собственный газовый хаб. Если «Газпром» откажется, Украина планирует надавить на него через Еврокомиссию в рамках антимонопольного дела. Правовая аргументация Киева выглядит не слишком уверенной, но может стать поводом для серьезного давления на Москву из Брюсселя.

«Укртрансгаз» подписал с оператором венгерской газотранспортной системы FGSZ договор о взаимодействии и обмене информацией (interconnection agreement). Это первое подобное соглашение между Украиной и страной-членом ЕС. Оно дает возможность организовать виртуальный реверс газа через Украину. Это означает, что Киев сможет покупать у европейских компаний газ, который поставляет им «Газпром», и отбирать его из трубы на своей территории, что не только избавляет страну от необходимости платить за транспортировку, но и дает ей возможность полностью обеспечивать себя газом вообще без контракта с «Газпромом». Кроме того, европейские компании смогут хранить газ в украинских ПХГ, что создает предпосылки для организации в стране газового хаба.

Сейчас подобная схема невозможна, поскольку транзитный контракт между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины» предусматривает, что транзитный газ на западной границе Украины передается «Газпром экспорту», а уже от него операторам ГТС Польши, Словакии, Венгрии и Румынии. «Укртрансгаз» не знает, каким покупателям предназначены те или иные объемы газа, так как не знает их shipper code (восьмизначный буквенно-цифровой код, обозначающий конкретного поставщика или получателя газа).

Соответственно, компания не может договориться о покупке этого газа или любых других коммерческих операциях, то есть без участия «Газпром экспорта» организовать виртуальный реверс на территории Украины нельзя, а монополия выступает категорически против подобных схем. Именно поэтому Украина была вынуждена пойти по пути создания физического реверса из Европы, который по большей части является юридически безупречной имитацией реального движения газа: например, в случае Польши российский транзитный газ пересекает украинско-польскую границу, проходит несколько сотен метров по польской территории, меняя собственника, после чего движется в обратном направлении.

В ЕС виртуальные поставки газа (backhaul) не только разрешены, но и предусмотрены Третьим энергопакетом. Теперь, установив первый прямой контакт с европейским газотранспортным оператором, Украина планирует потребовать от «Газпром экспорта» передачи shipper code. «Если этого не произойдет, мы рассматриваем возможность подать жалобу в директорат Еврокомиссии по конкуренции»,- заявил в пятницу глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. В Еврокомиссии сообщили «Ъ», что полностью поддерживают соглашение между «Укртрансгазом» и FGSZ. «Важно, что документ также служит правовым основанием для „Газпрома“ передать „Укртрансгазу“ те функции, которые он по-прежнему выполняет на границе Украины и ЕС и которые должны относиться к ответственности украинского оператора»,- пояснил представитель Еврокомиссии. Он не стал комментировать, примет ли Еврокомиссия к рассмотрению возможную жалобу «Нафтогаза», учитывая тот факт, что Украина не является членом ЕС. «Пусть жалуются»,- заявили «Ъ» в «Газпроме». Там подчеркнули, что существующая схема транзита газа опирается на контракт от 2009 года (Киев оспаривает его в Стокгольмском арбитраже), и ни европейское регулирование, ни внутренние законы Украины в одностороннем порядке изменить ситуацию не могут.

Опрошенные «Ъ» юристы и эксперты неохотно комментируют данную тему, указывая, что политическая составляющая в ней гораздо важнее, чем юридическая. «Очень сложно оценивать, потому что даже в ЕС эта часть энергетического права еще очень сырая — например, сетевой кодекс об обмене информацией между газотранспортными операторами, в соответствии с которым сделано соглашение между „Укртрансгазом“ и FGSZ, вступил в силу всего две недели назад»,- говорит один из собеседников «Ъ». Другой источник «Ъ» отмечает, что правовая база для претензий «Нафтогаза» довольно слабая. «Обвинять „Газпром“ в нарушении европейского регулирования бессмысленно, потому что Еврокомиссия может заставить компанию изменить соглашения по передаче газа с газотранспортными операторами ЕС, но не с „Нафтогазом“,- говорит он.- Есть еще претензии к „Газпрому“ по нарушению обязательств Энергетического сообщества, но Россия свою подпись под Договором к Энергетической хартии (ДЭХ) отозвала в 2010 году.

Можно, конечно, трактовать дело так, что контракт на транзит подписывался в 2009 году, когда Россия еще временно применяла ДЭХ, но в любом случае тезис о том, что такая конфигурация контракта на транзит является нарушением, выглядит очень широкой интерпретацией обязательств России по ДЭХ».

В то же время собеседники «Ъ» допускают, что украинский вопрос может войти в число тем для обсуждения при урегулировании антимонопольного дела против «Газпрома» в ЕС. Одно из обвинений Еврокомиссии в рамках этого дела состоит в том, что «Газпром» препятствовал свободным перетокам газа на европейском рынке. «Официально Украину к этому делу подтянуть нельзя, а неофициально можно»,- говорит источник «Ъ» в Брюсселе, добавляя, что нет оснований ожидать скорого завершения антимонопольного разбирательства. «Словакия и Венгрия сами едва ли будут предъявлять претензии „Газпрому“, потому что могут многое потерять в случае прекращения сотрудничества»,- добавляет Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности, отмечая, что 80% мощностей словацкой ГТС на границе с Украиной забронировано «Газпромом» до 2029 года. По его мнению, «Газпром» будет до последнего настаивать на сохранении текущего транзитного контракта с «Нафтогазом», а если существенные условия в 2016 году будут пересмотрены в Стокгольмском арбитраже, «то под вопросом окажутся в принципе поставки газа через Украину».

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 08.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики