Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В стратегической перспективе угрозы срыва российских проектов в Турции, скорее всего, нет

В стратегической перспективе угрозы срыва российских проектов в Турции, скорее всего, нет

На парламентских выборах в Турции 7 июня Партия справедливости и развития президента Тайипа Эрдогана выиграла, набрав более 40% голосов. Однако эксперты такую победу партии Эрдогана посчитали поражением.

Юшков Игорь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

Ситуация с Турецким потоком и до выборов нельзя было назвать простой. Сначала переговоры носили политический характер, и лишь потом стали обсуждать его коммерческие аспекты – в частности, скиду с государственной энергетической компанией Турции BOTAŞ. Кстати, она была предоставлена и другим коммерческим компаниям. Как видим, переговоры и до выборов были непростыми, и многое вопросы еще остаются нерешенными.

Смена политической конъюнктуры в Турции может повлиять на ситуацию так – из-за возрастающей политической конкуренции в стране правящей партии придется еще выстраивать диалог и с оппозиционными партиями. Правительство будет формировать не только партия Эрдогана. При этом у оппозиционных партий, прошедших в парламент, логика будет такая: «мы против того, что делали до нас». Получается, все, о чем Эрдоган договорился с Владимиром Путиным, стоит подвергнуть как минимум некоему аудиту. Поэтому допускаю, что Турецкий поток может быть поставлен на пересмотр, как проект, заключенный при прежней модели доминирования партии Эрдогана.

С другой стороны, из-за возрастающей конкуренции политических сил в Турции партии начинают все больше и больше обещать избирателям. В ходе предвыборной кампании наобещали уже много чего, в том числе и популистского, что сложно будет реализовать. И тут надо быть готовым отвечать на вопрос – за счет чего был обещан рост благосостояния и экономическое развитие? Возможно это как раз за счет того, что будет сотрудничество с Россией, в первую очередь по газу. Потому что Турецкий поток – это дополнительные скидки для турецких потребителей газа из России. Плюс это возможность обезопасить себя, так как сейчас газ в Турцию идет через Украину. А Голубой поток не может обеспечить Турцию газом полностью. Поэтому всем партиям и политическим деятелям придется работать с Россией, выжимая из этих газовых отношений максимум для себя.

Партии, прошедшие в парламент сейчас, ориентируются больше на Европу и США и на их глобальные лозунги о диверсификации. Но Турецкий поток для Турции – это не увеличение зависимости от российского газа, а изменение маршрутов поступления газа. Ведь Турция сколько потребляла российского газа, столько и продолжит потреблять. Его доля в энергобалансе не вырастет. Говорить, что с реализацией Турецкого поток Турция окончательно сядет на «иглу» российского газа не приходится. У Турции сейчас выстроена вполне диверсифицированная модель газовых источников. Сыграть так, чтобы ситуация обернулась против России, будет тяжеловато. Таким образом турки подорвут собственные позиции. Если бы антироссийское мнение было превалирующим как в Европе, то можно было бы еще вставлять палки в колеса. А поскольку в правительство прошли партии далеко не с большинством голосов, то опасно меньшинству кричать и призывать поссориться с Россией. Таким путем много политических очков набрать не удастся. Допускаю, что в публичном пространстве после выборов критики российских проектов может прибавиться. Но с другой стороны, турки более прагматичны, чем европейцы, и они понимают, что для экономического роста их темпами в последние годы российский дешевый газ по безопасным маршрутам поставки им необходим. Думаю, что в стратегической перспективе угрозы срыва российских проектов в Турции, скорее всего, нет.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 08.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики