Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дружба по расчету в юанях: риски и выгоды

Дружба по расчету в юанях: риски и выгоды

Поставки газа по «западному маршруту» в Китай могут быть оплачены юанями или рублями, заявили топ-менеджеры «Газпрома». Поскольку китайские банки настороженно относятся к рублю, велика вероятность заключения контрактов, номинированных именно в валюте КНР. Монополия рассчитывала, что с учетом топлива, поставляемого по газопроводу «Алтай», транзит в сторону Китая превысит объемы газа, поставляемые всей Европе, следовательно, приток юаней в российскую экономику будет значительным. На первый взгляд, для России очевидны лишь политические выгоды, в то время как Китай становится еще ближе к своей главной цели — превращению юаня в мировую резервную валюту. Однако в долгосрочной перспективе плюсов у такого партнерства может оказаться больше.

Доля юаневой выручки у российских топливо-энергетических компаний постепенно растет. Процесс заключения экспортных контрактов в китайской валюте движется значительно быстрее, чем воплощение в жизнь концепции нефтерубля. Напомним, что «Газпром нефть» в 2015 г. провела все расчеты за нефть ВСТО в юанях, «Роснефть» не исключила перевода контрактов с CNPC в ту же валюту. А как стало известно вчера, «Газпром» тоже не против оплаты юаням экспортных поставок газа по трубопроводу «Алтай».

«Поскольку договор купли-продажи еще не подписан, то, конечно же, валюта платежа еще не определена. И китайская сторона, и российская сторона сегодня обсуждают и находятся в достаточно плотных переговорах по возможности проведения расчетов в юанях и в рублях соответственно», — сказал на пресс-конференции глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова.

На данный момент в национальных валютах номинировано менее 10% внешнеторговых операций между Россией и Китаем, по итогам 2014 г. оборот составил $95 млрд. При этом китайская сторона намерена увеличить товарооборот с Россией до $200 млрд к 2020 г.

На фоне санкций с поставщиками из Поднебесной активнее начали работать компании ТЭКа, сейчас именно китайские фирмы могут обеспечить нефтегазовый сектор буровым оборудованием, производство которого внутри страны затухло и не поддерживается, вопреки объявленному импортозамещению. По статистике, которую приводил президент союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль, в 80-е гг. «Уралмаш» выпускал 365 комплектов бурильного оборудования, в 2014 г. — только 25. А между тем, российские компании для сохранения добычи должны увеличивать темпы бурения. Таким образом, часть юаней, которые получат предприятия ТЭКа, может быть направлена на расчеты с контрагентами.

«Проблема заключается в том, что юань не является свободно конвертируемой валютой, он привязан к доллару, поэтому сделка «Газпрома» и CNPC скорее всего будет квазидолларовой. Возможно, этот вариант обсуждается в связи с развитием торговли между Россией и Китаем, тогда юани будут направлены на закупки необходимого оборудования для российской экономики. Расчеты в нацвалюте тогда имеют какой-то смысл. Китайские поставщики участвуют в некоторых конкурсах компаний ТЭКа, но пока их не так много. Но не стоит забывать, что у нас есть и свои интересы — увеличение закупок российской продукции», — рассказал Накануне. RU заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

С этим как раз есть проблемы, торговлю с Китаем Россия ведет себе в убыток, то есть импорт в разы превышает экспорт. Торговая разница — порядка $35 млрд. Отличается и структура поставок: если раньше Россия экспортировала в Китай высокие технологии, то теперь туда уходит в основном сырье.

«Для нас крупнейший внешнеторговый партнер, но мы находимся во внешнеторговой кабале, испытывая хронический дефицит в торговле. Это значит, что мы будет приобретать юани для оплаты контрактов с Китаем и вкладывать их в развитие китайского бизнеса. Но обратного взаимодействия не будет. Мы за последние 15–20 лет серьезно деградировали, превратившись для Китая из крупнейшего поставщика оборудования и hi-tech в исключительно сырьевого партнера. 20 лет назад на долю нашего hi-tech приходилось 70% экспорта, в начале 2000 г. уже 50%, сейчас весь экспорт сырьевой. Китайцы, напротив, полностью изменили структуру своего экспорта и поставляют в Россию не ширпотреб и ткани, а станки и оборудование», — оценивает ситуацию экономист Владислав Жуковский.

Он полагает, что Китай навязывает юани, пользуясь тем, что Россия нуждается в расположении первого партнера по внешнеторговому обороту. Однако реальной экономической выгоды от таких контрактов для России нет.

«Если раньше мы поддерживали долларовую систему, то теперь будем вкладываться в юаневую, быть столпом поддержки китайской валюты. Это игра в пользу Китая. Плюс для нас: мы не торгуем в долларах и воюем с американцами, ослабляя их систему», — поделился своим мнением с Накануне. RU Жуковский.

Даже «Роснефти» и «Газпрому» для оплаты оборудования из Китая, а также услуг азиатских компаний понадобится не более 5% каплвожений в юанях. Однако, исходя из предполагаемых объемов поставок, у добытчиков может появиться куда больше китайской валюты.

«Если экспортные поставки в Китай в объеме 30 млрд кубометров в год будут оплачены в юанях, даже по нынешним европейским ценам получится порядка $7,5 млрд. Часть этой суммы придется конвертировать в рубли или доллары, у компаний нет такого количества китайских контрагентов. А если выручка будет конвертироваться, то для российских предприятий это означает дополнительные валютные риски », — рассказал Накануне. RU старший аналитик «Уралсиба» Алексей Кокин.

Объективный плюс таких контрактов, по его словам, — безопасность юаневых счетов по сравнению с долларовыми, которые находятся в ведении западных банков. Как легко европейские накладывают арест на средства любой отечественной компании без каких-либо причин, мы видели в период введения санкций.

«Даже если счет находится в российском банке, корреспондентский счет у компании должен быть в банке Китая. И он будет защищен от санкций, исполнения решения международных судов. Это частично оправдывает переход на юани, потому что валюта, в отличие от доллара и евро, не требует использования финансовых систем США и Европы», — говорит Кокин.

Валютные эксперты подтверждают: в последние годы прослеживается тренд на перевод части расчетов в международной торговле на национальные валюты. «Делается это для снижения уровня зависимости от монополии доллара США. Расчеты в рублях и юанях между Россией и Китаем, учитывая объем товарооборота между нашими странами, могут занять довольно существенный процент, хотя о полном отказе от расчетов в долларах США речь однозначно не идет», — сказал Накануне. RU начальник отдела валютно-финансовых операций банка «Кольцо Урала» Игорь Нестерович.

Частичный отказ от доллара уже практикует Иран и Турция, которые ведут торговлю в своих валютах, а что до Китая, так он стремится вести расчеты в нацвалюте со всеми странами АТР и своими ближайшими партнерами. Расширение таких операций Поднебесной необходимо для экспансии юаня и превращения ее в мировую резервную валюту. Это не противоречит интересам России, отмечает аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.

»Те потрясения, которые пережил сырьевой рынок в 2014 г. — дело рук спекулянтов, воспользовавшихся колоссальным влиянием США на стоимость нефти, номинированную в долларах. Следующий шаг Китая — торговля нефтяными фьючерсами в юанях, которые в долгосрочной перспективе могут стать популярны. Поскольку мы в ближайшее время все равно будем получать большую часть средств за счет продажи сырья, для страны важно появление рынка с благоприятными для себя условиями; рынка, где цены будут формироваться объективно, а не исходя из чьей-то политической воли. Нам потенциально интересны юаневые фьючерсы. Кроме того, серьезные претензии юаня на статус мировой резервной валюты дают дополнительные преимущества в нашем финансовом партнерстве», — рассказал Накануне. RU эксперт.

Источник: Накануне.Ru, 17.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики