Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитики: риски строительства газопровода через Грецию есть

Аналитики: риски строительства газопровода через Грецию есть

В пятницу на полях ПМЭФ глава Минэнерго РФ Александр Новак и министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис подписали меморандум о сотрудничестве по строительству и эксплуатации газопровода в продолжение «Турецкого потока».

При реализации проекта газопровода через Грецию могут возникнуть политические риски, в том числе в контексте греческого долгового кризиса, но экономическая выгода для всех заинтересованных сторон дает основание надеяться на его успешную реализацию, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

В пятницу на полях ПМЭФ глава Минэнерго РФ Александр Новак и министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис подписали меморандум о сотрудничестве по строительству и эксплуатации газопровода в продолжение «Турецкого потока». Проект «Турецкий поток» предполагает строительство газопровода мощностью 63 миллиарда кубометров газа в год из России в направлении Турции через Черное море.

Газопровод протяженностью около 1100 километров будет состоять из четырех ниток и выведет на турецко-греческую границу до 47 миллиардов кубометров газа. Предполагается, что на границе Турции и Греции будет создан газовый хаб, а страны ЕС должны самостоятельно реализовывать газотранспортные мощности по дальнейшему приему этого газа на своей территории.

Риски есть всегда

Заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО Николай Кавешников отметил, что ввиду ряда факторов — прежде всего, сохраняющейся политической нестабильности в Греции, — существует ряд вопросов относительно того, как подписанный документ будет реализовываться на практике.

«Практическое значение данного меморандума пока не вполне ясно. С одной стороны, есть небольшая неопределенность относительно политической ситуации в Греции в перспективе полугода, года, двух лет. С другой стороны, существует стратегическая неопределенность насчет того, насколько проект трубопровода на территории Греции будет лишен тех недостатков, которые препятствовали реализации проекта „Южный поток“. Здесь пока ясности нет», — заявил эксперт.

Отвечая на вопрос о том, насколько высоки шансы на успех в реализации этого проекта, собеседник агентства сказал: «Трубопровод будет строить не Греция, этим будут заниматься коммерческие организации. Здесь сложно оценивать, существует много факторов, которые нам неизвестны. В лучшем случае — 50%».

Руководитель Аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник более оптимистично оценивает планы правительств Греции и России. Он отметил, что «политические риски есть в любой стране», поэтому говорить о том, что проект, может быть, при плохом развитии событий будет закрыт, не приходится. Он подчеркнул значение в этом контексте того факта, что финансированием займется российская сторона.

«Сложное экономическое положение Греции будет компенсировано тем, что там есть целевое финансирование со стороны российской дочки ВЭБа. Поэтому надо отделять энергетические вопросы от экономических проблем Греции», — отметил он.

Обоюдная выгода

По словам Пасечника, Россия наоборот позволяет Греции получать прибыль благодаря оплате транзита.

«То есть здесь в целом только благоприятные исходы для греков. Нам она нужна только как транзитер», — отметил он.

Кроме того, Пасечник призвал не переоценивать риски строительства самого «Турецкого потока», реализация которого пока осуществляется без окончательного согласования проекта Турцией и Россией и в отсутствии подписанного обязывающего документа.

«Разрешения на прокладку пока нет. Турки, якобы, ждут уточненных координат. В целом, все-таки исхожу из того, что если уже есть договоренность с греками, то можно надеяться, что Анкара не выкинет никаких фокусов, рассчитывать на рациональную позицию. Учитывая тот факт, что Турция, во-первых, сама нуждается в газе, во-вторых, позиционирует себя как транзитный хаб, то маловероятно, что она будет препятствовать реализации проекта», — отметил эксперт.

В свою очередь Кавешников также отметил политическую выгоду, которую могут извлечь стороны из заявления о намерении строить газопровод.

«Подписание меморандума — важная политическая новость. Для Греции это еще один козырь во вступающем в решающую фазу торге с представителями Евросоюза и других стран, для России — еще одна возможность продемонстрировать, что она не находится в изоляции и имеет влияние в Европе», — сказал Кавешников.

Источник: РИА Новости, 19.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики