Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия навстречу зеленым технологиям: шаг вперед, два назад?

Россия навстречу зеленым технологиям: шаг вперед, два назад?

18-20 июня в России состоялся Петербургский международный экономический форум. На его «полях» Президент РФ Владимир Путин вновь призвал внедрять в стране новые экологические стандарты.

По сообщению ТАСС, он напомнил промышленникам, что современное, экологически чистое оборудование более эффективно и продуктивно. Как отметил глава государства, «если мы хотим, чтобы наш парк обновлялся и развивался, то такие стандарты нужно внедрять». Заявление президента прозвучало вскоре после того, как стало известно, что правительство решило отложить до 2019 года введение новых экологических платежей и повышающих коэффициентов.

В России уже долгое время пытаются провести реформу экологического законодательства. Задачей ее выступает с помощью политики «кнута и пряника», в том числе, путем ужесточения санкций за загрязнение окружающей среды, заставить компании повысить свою ответственность как природопользователей. Причем одной из целью экологической реформы, помимо собственно экологической, было объявлено создание мотиваций для предприятий для модернизации и избавления от устаревших мощностей. То есть власти, по крайней мере, если судить по официальным заявлениям, рассчитывали на то, что повышение экологических требований станет тем самым стимулом, который заставит компании переходить на новые технологии, переведет экономику страны на рельсы модернизации и придаст ей импульс для нового качественного роста.

Однако, как известно, экологическая реформа столкнулась с препятствиями. Главным образом по причине сопротивления со стороны крупного бизнеса, который заявлял о нехватке ресурсов для модернизации. Кроме того, критике подвергалось и качество планируемых законодательных актов. Тем не менее, в 2014 году был принят закон о переходе на наилучшие доступные технологии, а также проведены изменения в законодательстве об отходах. Они были призваны стимулировать компании инвестировать в экологическую модернизацию и создание индустрии переработки отходов.

Таким образом, дело экологической реформы, на первый взгляд, сдвинулось с мертвой точки, но радость ее сторонников оказалась преждевременной. На фоне нарастания проблем в экономике представители крупного бизнеса на протяжении осени 2014 года - первой половины 2015 года не прекращали бомбардировать правительственные инстанции просьбами отложить введение законодательных новаций, направленных на увеличение неналоговых платежей, в том числе, в сфере экологии. И такие просьбы были услышаны. 1 июня состоялось совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором кабинет министров решил пойти на встречу чаяньям промышленников и за две недели подготовить соответствующее решение.

При этом получилось так, что в результате проиграли те компании, которые эти годы вкладывали в модернизацию, в том числе, ориентируясь на грядущее ужесточение экологических требований. В свою очередь, по информации газеты «КоммерсантЪ», в комитете по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты РФ сочли, что данное решение убивает мотивацию компаний к экологической модернизации. Кстати, аналогичная ситуация возникла в свое время и со знаменитым законом об энергосбережении. Так, в сфере теплоснабжения введение требований по ежегодному повышению показателей энергоэффективности ко всем участникам рынка поставило в наиболее невыгодное положение тех редких из них, которые на деле занимались модернизацией. Повышать коэффициенты энергосбережения наравне со всеми они могли только при условии нарушений законов физики.

Справедливости ради, стоит признать, что подобное решение является вынужденной мерой. В нынешние непростые времена положение российских компаний становится все более неустойчивым. Увеличение финансовой нагрузки на них грозит серьезными экономическими, а следовательно и социально-политическими последствиями. Однако получается, следует признать и то, что затеянная в свое время экологическая реформа изначально сама по себе была ошибкой. Ведь она виделась как раз наоборот - инструментом стимулирования экономического роста. Напомним, что ее активизация произошла во второй половине 2013 года. К тому моменту, то есть еще задолго до украинских событий и падения цен на нефть, было очевидно, что прежняя, основанная на продаже сырья модель экономического роста исчерпала себя, и Россия постепенно входила в стагнацию. Именно, в том числе, поэтому экологический фактор стал рассматриваться российским руководством той палочкой-выручалочкой, которая бы заставила придать экономике страны новое ускорение.

Исходя из такой логики, казалось бы, что сейчас самое время для того, чтобы заниматься экологической реформой. Однако вдруг выясняется, что экологическая реформа вместо того, чтобы быть драйвером экономического роста, напротив, является его тормозом. Поэтому в настоящий момент самое лучшее, напротив, реформу отложить и продолжить задуманное через несколько лет в надежде на то, что к этому моменту положение в экономике, может быть, улучшится. Таким образом, следует констатировать противоречия в самой концепции, в самом понимании того, что должна принести стране экологическая реформа. Отсутствие ясности в таких базовых понятиях весьма печально и оно ставит под сомнение в целом возможность эффективного осуществления экологической реформы в РФ в том виде, как это было задумано.

Автор: Александр Перов, руководитель спецпроектов ФНЭБ

Материал подготовлен для Crimeagreeneconomy.ru.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики