Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если долго играть против России, можно похоронить все сланцевые проекты»

«Если долго играть против России, можно похоронить все сланцевые проекты»

В США это поняли и позволили нефтяным ценам расти

На политической арене назревает важное событие - многолетние санкции в отношении Тегерана могут быть сняты.

К России это имеет самое прямое отношение, потому что Иран сможет вернуться на энергетический рынок, и тем самым повлиять на нефтяные цены.

Некоторые эксперты уже высказывали опасение по этому поводу, прогнозируя снижение доходов российского бюджета.

Насколько обоснованны такие предположения? Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в эксклюзивном интервью KM.RU отвечает на данный вопрос.

Влияние иранского фактора сильно преувеличено

- Да, действительно бытует точка зрения, что Иран после снятия санкций резко нарастит добычу и выведет на рынок дополнительные объемы нефти, что и обрушит этот рынок.

В этих условиях Россия заключает с Ираном загадочную сделку: «нефть в обмен на товары», то есть выводит на рынок иранскую нефть. Тумана вокруг этого довольно много, были сообщения, что уже начались поставки в Иран нашего зерна, но четких параметров соглашений никто не может назвать. Фигурировала цифра в 500 тысяч баррелей в сутки, то есть 10% от нашего экспорта сырой нефти. Это немало, правда, эту цифру никто не подтвердил, но в любом случае, я считаю, что такая договоренность с Тегераном - ошибочное решение.

Что же касается влияния иранского фактора на цены, то оно сильно преувеличено. По нашим оценкам, санкции привели к падению добычи в Иране примерно на 1 млн баррелей в сутки. То есть потенциал возврата на досанкционный уровень - 1 млн баррелей в сутки, а вовсе не 2-2,5 млн баррелей, как иногда предполагают. Да и произойдет это не сразу, а только через несколько лет, потому что надо и деньги вложить, и оборудование закупить и так далее.

Цена на нефть не определяется спросом и предложением

Идем дальше: большой иллюзией является представление о том, что цена нефти определяется спросом и предложением. Эта точка зрения, которую активно продвигают западные аналитики, но она не подтверждается. На мой взгляд, цена прежде всего определяется курсом доллара и количеством денег, которые крутятся на рынке нефтяных фьючерсов.

США создали систему, при которой объем реальной, товарной нефти и объем «бумажной» нефти совершенно различны. На товарную нефть приходится всего 3-4% от «бумажной». В каком то смысле рынок фьючерсов - это колоссальный пузырь. Когда ты регулируешь приток-отток денег на эти рынки, то ты контролируешь и цены.

Что в 2014 году произошло такого, что цена нефти резко обвалилась? Ключевым фактором является решение США прекратить практику количественного смягчения, то есть убрать субсидии реальному сектору. Почему? Да потому что деньги из реального сектора тут же попадали на рынок фьючерсов.

Сторонники рыночной теории открыли рты, когда нефть стала дорожать

Можно спорить, было ли это сделано из-за Крыма или нет, но это другой вопрос. Как бы то ни было, а деньги побежали из спекулятивных рынков, и цены на нефть рухнули. Затем в начале 2015 года цены опять пошли вверх и достигли $60 за баррель. Это рост на 50%, и сторонники рыночной теории открыли рты.

Что на рынке произошло такого? Пытались объяснить ситуацию событиями в Ливии, но там война идет уже несколько лет, и ничего нового нет. Говорили про наступление хуситов, но цены в тот момент и вовсе упали. История с ИГИЛ тоже началась не в январе 2015 года.

А в чем же дело? Я считаю, что дело в оттоке инвестиций из сланцевых проектов, ведь цена на нефть сначала упала слишком резко. В Америке много мелких компаний на нефтяном рынке, и они сразу сокращают добычу. Если долго играть против России, ограничивая стоимость нефти, можно похоронить все сланцевые проекты. В США это поняли.

Так что вброс новых объемов нефти не приводит к сильным колебаниям. Решили США сыграть на повышение, и вот нефть начала расти, а поставки из Ирана рынка не обвалят.

Источник: KM.RU, 22.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики