Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стремление заняться таким направлением бизнеса как газомоторное топливо у Роснефти возникло вполне закономерно

Стремление заняться таким направлением бизнеса как газомоторное топливо у Роснефти возникло вполне закономерно

Александр Перов, руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности:

Пару лет назад была объявлена большая работа по переходу на газомоторное топливо (ГМТ). О подобной деятельности официально заявлял Газпром, было заключено соглашение с госбанками, в частности со Сбербанком, который должен был финансировать данную программу. К сожалению, информации о том, как продвигается реализация данной программы, на сегодняшний день очень мало. Насколько мне известно, в Газпроме действительно что-то делают в этом направлении, но в СМИ, как видим, об этом ничего не знают. Это минус госмонополии, так как тема интересная и перспективная, чтобы и общественность, и СМИ были в курсе, что поможет бороться с предубеждениями, скепсисом и страхом. Подчеркну, что планы, о которых объявлял Газпром, а сейчас  и Роснефть, касаются компримированного природного газа. То есть метана. Он намного безопасней пропан-бутана, который в свое время активно пытались внедрить у нас в качестве моторного топлива. К примеру, метан, в отличие от пропан-бутана, легче воздуха, что позволяет ему не так сильно накапливаться в случае утечки внутри автомобиля или в гараже. Как раз те инциденты со взрывами и возгораниями газа, которые происходят с газомоторным транспортом, это и есть, как правило, пропан-бутан.

Что касается новости о том, что Роснефть займется ГМТ и налаживают сотрудничество с двумя компаниями по этой теме – с российской и китайской. Дело в том, что наша страна может добывать газа, чем продает его сейчас на внешнем рынке. Российскому газу необходим сбыт. Это касается как Газпрома, так и той же Роснефти, которая строила в свое время амбициозные планы развития газового бизнеса. Отсюда появляется желание решить свои проблемы со сбытом и повысить свои доходы от реализации газа за счет развития внутреннего рынка. И переход транспорта на газомоторное топливо в этом отношении сулит большие возможности. Поэтому и стремление заняться таким направлением бизнеса у Роснефти возникло вполне закономерно.

В тоже время мне не понятен выбор «Роснефтью» в качестве партнера именно CIMC Enric Holdings Limited. Эта китайская компания до сих пор не была замечена в строительстве АЗС на ГМТ. Насколько мне известно, она занималась хранением и перевозкой ГМТ, но в автомобильной теме они себя не проявили пока. Допускаю, что этот странный выбор обусловлен ситуацией, сложившейся из-за санкций. Если бы не они, то Роснефть могла бы рассчитывать на более серьезного и солидного партнера из Европы или США, где, кстати, в последние годы интенсивно развиваются программы по переходу на ГМТ. Такие планы есть и в азиатских странах, в том числе в Индии, и вообще – в бедных странах, где дешевое ГМТ считается выгодным топливом.

В контексте недостатка информации по этой теме есть опасения – не станет ли Россия полигоном для испытаний для данной китайской компании. Вопросов по второму партнеру у меня нет, так как «Русские машины» – одна из крупнейших компаний, которая занимается автомобилестроением в России. Думаю, у них приоритетным будет направление муниципального транспорта на ГМТ. Под него будет легче всего создать соответствующую инфраструктуру.

Пару лет назад государство ставило задачи к 2020 году перевести на ГМТ значительную часть муниципального транспорта. Вполне возможно, что из-за кризиса эта программа будет буксовать, но развивать это направление стоит. Кстати, в Армении, которая на постсоветском пространстве считается лидером по транспорту на ГМТ, около 60% автомобильного транспорта заправляется газом.

Основная проблема, с которой сталкивается эта отрасль, отсутствие инфраструктуры. Мало иметь переоборудованный автомобиль, надо еще быть уверенным, что найдете, где его заправить. А поскольку легче создать инфраструктуру для муниципального транспорта, то именно это направления развития ГМТ для России наиболее перспективно. Правда, при переходе на газ мы, скорее всего, столкнемся с чисто субъективной проблемой в виде сложившейся в муниципальных предприятиях частой практики продажи топлива, что называется, налево. Их сопротивление в переходе на ГМТ объясняется тем, что с газом такие манипуляции в свою пользу невозможны, а добровольно от такого неформального источника дохода никто не откажется. Разумеется, что с этим надо бороться. Я считаю, что государство может и должно создавать такие рыночные условия и предпосылки, чтобы инфраструктура все-таки была создана, и переход на ГМТ был неизбежен. Он, помимо муниципалитетов, также выгоден для крупных сельскохозяйственных предприятий, но в условиях кризиса с финансированием будут, разумеется, проблемы. Поэтому со стороны государства необходима помощь в создании источников финансирования для перехода на ГМТ, ну а рынок в свою очередь должен помочь с реализацией. Время для этого уже наступило – стоимость дизеля у нас в стране уже выше стоимости бензина. Газ в условиях постоянного роста цен на топливо становится наиболее здравой альтернативой.

Главное, чтобы государство не внедряло ГМТ путем волевых усилий и понуканий. Задача государства в этом плане – создать условия, стимулы, убрать административные барьеры, организовать информативно-правовую базу и финансовую систему, чтобы всячески облегчить переход на газ.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 19.06.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики