Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» отложил расширение газопровода для «Турецкого потока»

«Газпром» отложил расширение газопровода для «Турецкого потока»

«Газпром» решил с 1 июля приостановить расширение трубопроводной системы «Южный коридор», которая нужна для прокачки газа по будущему «Турецкому потоку»

О том, что «Газпром» решил приостановить расширение единой системы газопроводов для подачи газа в будущий «Турецкий поток», член правления «Газпрома» Сергей Прозоров сообщил в письме в адрес руководителей трех «дочек» концерна (копия письма есть у РБК). Речь идет о компаниях «Газпром инвест», «Газпром центрремонт» и «Газпром комплектация». Прозоров просит их директоров с 1 июля и «до особого разрешения» приостановить инвестпроекты по расширению системы газопроводов «Южный коридор», которая была нужна для того, чтобы связать морскую и сухопутную части трубопровода «Южный поток». В прошлом году на смену «Южному потоку» пришел «Турецкий поток». Предполагалось, что «Южный коридор» будет достраиваться для его нужд (часть маршрута и основные параметры обоих «потоков» были одинаковы — четыре нитки трубопроводов суммарной мощностью 63 млрд куб. м газа в год).

«Южный коридор» — это 10 компрессорных станций и две нитки​ газопроводов общей протяженностью более 2506 км (из Нижегородской и Воронежской областей до Анапы — там начиналась подводная часть несостоявшегося проекта «Южного потока»). Пропускная способность системы «Южный коридор» запланирована в 63 млрд куб. м газа в год. Строительство системы началось в 2010 году. В инвестиционной программе «Газпрома» общая стоимость расширения ГТС по проекту «Южный коридор» составляет 714,7 млрд руб.; почти 40% от этого объема инвестиций было освоено к 2015 году, в этом году в проект планировалось вложить еще 278 млрд руб.

Газ для морской части «Турецкого потока» должен пойти по двум трубам восточного и западного маршрутов «Южного коридора»: одна закроет потребности первой и второй ниток «Турецкого потока», другая — третьей и четвертой.

В приложении к письму Прозорова указаны те части «Южного коридора», которые все-таки предстоит достроить его подрядчикам. Это 396 км на участке Писаревка — Анапа, а также первая и вторая очереди четырех компрессорных станций: Русская, Кореновская, Казачья и Шахтинская. На участке Петровск — Писаревка нужно достроить только компрессорную станцию в Писаревке. В восточном коридоре проекта поручено соорудить 240 км трубы. Западный маршрут «Южного коридора» протяженностью 880 км уже полностью построен. Исходя из общей протяженности системы выходит, что «Газпром» собирается заморозить строительство 989 км трубы.

«Проект «Южный коридор» реализуется по графику. Прорабатываются подходы к оптимизации сроков ввода мощностей и наиболее эффективному использованию подрядно-строительного комплекса», — заявил РБК собеседник в «Газпроме».

Монополии нужно оптимизировать затраты, поскольку в приоритете у нее новые проекты, например «Северный поток 2», говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. А третью и четвертую нитки «Турецкого потока» можно будет достроить позже, если европейцам понадобится этот газ и они дадут гарантии его покупки, считает эксперт.

Источники агентства Bloomberg 30 июня сообщили о возможной задержке начала строительства «Турецкого потока» — минимум до октября 2015 года из-за торговли Москвы и Анкары по цене на российский газ. Соглашение между турецкой Botas (покупатель газа) и «Газпромом», а также соответствующее межправительственное соглашение двух стран должны были подписать до конца июня, однако этого не случилось. В мае глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял журналистам, что «Турецкий поток» начнет вводиться уже в декабре 2016 года, а заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев обещал в июне, что газ по новому газопроводу пойдет транзитом в Европу в 2020 году.

Ранее предполагалось, что «Газпром» будет поставлять голубое топливо европейцам на распределительный хаб у турецко-греческой границы. Однако на прошлой неделе Миллер сообщил журналистам, что монополия имеет разные варианты по пункту сдачи газа с «Турецкого потока», не только на границе с Грецией. «Если газотранспортные мощности [от границы Турции и Греции до Австрии] не будут созданы — все информированы о рисках, газ уйдет на другие рынки», — заявил глава монополии. В этой ситуации «Газпром» может не торопиться со строительством третьей и четвертой ниток «Турецкого потока».

Но приостановка расширения «Южного коридора» вряд ли обрадует подрядчиков «Газпрома» «Стройгазконсалтинг» и «Стройтрансгаз». Официальный представитель «Стройгазконсалтинга» отказался от комментария, однако источник РБК в компании сообщил, что она готовилась работать по графику и теперь будет вынуждена отзывать людей и невостребованную технику с проекта. В «Стройтрансгазе» получить комментарий не удалось.

​Стоимость прокладки километра трубы на сухопутных участках​, по оценке сотрудника одной из компаний-подрядчиков «Газпрома» оценивается в 150 млн руб., 80% этой суммы — выплаты подрядчику. Таким образом, потери партнеров монополии по «Южному коридору», в случае если проект не будет возобновлен, могут составить почти 120 млрд руб.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 06.07.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики