Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > История с американским трейдером для Украины - это некий пиар-шаг

История с американским трейдером для Украины - это некий пиар-шаг

Американская компания TrailStone намерена начать предоставлять услуги покупки и продажи газа на украинском рынке с октября 2015 года.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

История взаимодействия Украины и США получается пока не очень понятная. Речь ведь идет о взаимодействии по вопросам обращения сжиженного газа, к которому относится, кстати, и сжиженный углеводородный газ. Но напомню, что в Грузии нет вообще никаких мощностей по сжижению и охлаждению сжиженного газа. Поэтому я думаю, что имеются в виду сжиженные углеводородные газы, точнее пропан-бутановая смесь (используется для автономной газификации). Но я подозреваю, что это очень небольшие объемы, так как крупных предприятий по его производству в Грузии тоже нет, то есть они вынуждены сами закупать этот пропан-бутан. Так что вся эта история – это некий пиар-шаг. Ведь в последнее время украинцы массово подписывают ни к чему обязывающие документы со всеми компаниями, какими возможно, для имитации бурной деятельности. Все это призвано показать, что Украина интенсивно развивает связи в энергетической сфере, что якобы поможет сократить зависимость от российского газа и топлива.

Я уверен, что, несмотря на декларацию намерений, никто никуда ничего поставлять не будет. Это информационная пиар-компания, так как о твердых контрактах речи не идет, и все лишь признают, что надо, необходимо и «давайте сделаем». Платить на деле никто не собирается, а подписывать бумаги о том, что «вы за все хорошее против всего плохого» можно сколько угодно часто. Я не думаю, что будут какие-то реальные контракты на поставку и изменится реальное газоснабжение Украины.

Цифры запасов, которые декларируют американцы, могут быть запасами, которые невозможно или очень дорого добыть. Но они есть! А вот проектов по добыче своего газа в Грузии почему-то нет. Поэтому я склонен думать, что имелись в виду подтвержденные геологические запасы, а не коммерческие. Американцы тут используют хитрость, когда берут на вооружение российскую классификацию.

Если не Россия, то идеальным поставщиком для Украины может быть кто угодно. Были бы деньги! Тогда бы украинцы уже построили интерконнекторы из Европы и получали бы газ от любых поставщиков СПГ, например у той же Литвы. Правда, не стоит забывать, что в оплату бы включали и использование терминала по сжижению, а также дальнейшего транзита и мощностей по хранению и все это почти через всю Европу. Но если у вас есть деньги, то вы можете себе позволить любые логистические схемы, пусть и не всегда рентабельные. Хотя с экономической точки зрения Украине разумнее договориться с Россией, которая дает нормальную и объективную рыночную цену. А отказываются они, по моему мнению, из-за политических мотивов. Можно закупать и у других поставщиков, просто это будет дороже – как видим на примере Польши, подписавшей контракт с «Катаргазом», или той же Литвы, которая мучается с терминалом. Для политических игр надо запасаться деньгами, а из экономических соображений лучше иметь дело с Россией. Других идеальных поставщиков для Украины я не вижу.

У Европы, хоть она это и не признала на недавнем заседании Европейской комиссии, тоже есть проблемы с поставщиками. И иметь трех разных – по идеальному варианту – не всем удается. Есть страны, которые все 100% объема получают из России. У «идеальных» (читайте не российских) поставщиков либо объемы добычи падают, либо они уходят в Азию. И как европейцы дальше собираются не впадать в зависимость от России – это большой-большой вопрос. Адекватных поставщиков, если не считать Россию, нет и для самой Европы (добыча падает и у Дании, и у Великобритании), не говоря уже об Украине, хотя на глобальном рынке проблем с газом нет.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 14.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики