Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Очередное прекращение закупок газа Украиной: на этот раз без лишней драмы

Очередное прекращение закупок газа Украиной: на этот раз без лишней драмы

С 1 июля Украина перестала платить за газ «Газпрому» и, соответственно, перестала получать голубое топливо из России напрямую. Еще пару лет назад это вызвало бы скандал европейского масштаба. Сейчас это уже совершенно рядовое событие. Даже если бы на календаре был октябрь, а не середина лета, все равно шума бы не было.

 

По нашим оценкам, коллапс в экономике Украины (и, как следствие, потребления газа в промышленности), военные действия разной степени интенсивности на Донбассе и решение правительства страны поднять с 1 апреля 2015 года цены на газ для населения и теплокоммунэнерго в 3-5 раз практически полностью решили газовую проблему. Нет потребления газа – нет проблемы.

 

В первом половине 2015 года Украина, по расчетам ФНЭБ, использовала 19,2 млрд кубометров газа. Это на 5,5 млрд кубометров меньше, чем за аналогичный период 2014-го, и почти на 10 млрд кубометров меньше, чем за январь-июнь 2013-го.

 

Мы полагаем, что по итогам 2015 года потребление газа на Украине составит не более 33-35 млрд кубометров, а собственная добыча  около 20 млрд кубометров. Это значит, что вся потребность в импорте на этот год составляет 13-15 млрд кубометров, из которых за первое полугодие закуплено уже 9,9 млрд кубометров. Таким образом, чтобы войти в новый 2016 год с такими же запасами в ПХГ как на 1 января 2015 года, Украине нужно купить 3-5 млрд кубометров. «Газпром» может поставить такие объемы за 1-1,5 месяца. Если загрузить на полную словацкий реверсный маршрут, то на поставку этих объемов хватит 4 месяца. Вот и нет никакого драматизма.

 

Что касается прохождения отопительного сезона, то при таких же погодных условиях, как в сезоне 2014-2015, Украине в силу социально-экономических причин (о которых говорилось выше) потребуется около 23 млрд кубометров газа. Дефицит собственной добычи составит около 13 млрд кубометров. Сейчас в украинских ПХГ около 12 млрд кубометров, из которых 4,5 млрд кубометров можно поднять и поставить на рынок. Кроме того, в третьем квартале, по нашим оценкам, 1-1,5 млрд кубометров может быть закачано из ресурсов собственной добычи.

 

Таким образом, даже, если Украина прекратит покупать импортный газ для закачки в ПХГ вовсе (а она 1 июля должна импортировать 12 млн кубометров газа через словацкий «реверс»), то к началу холодов в украинских ПХГ будет 5,5-6 млрд кубометров доступного к отбору газа. В итоге потребности в импорте составили бы до 6-7 млрд кубометров на весь отопительный сезон. Никаких технологических проблем с обеспечением этих поставок нет и быть не может.

 

Суровая зима или плохая платежная дисциплина (вкупе с неготовностью Киева применять жесткие меры к социально значимым категориям неплательщиков)  могут внести свои коррективы в эти расчеты. Но даже рост спроса на 20-30% не изменит кардинально картину. А, значит, и угрозы транзиту с этой стороны действительно нет. По крайней, мере, если украинская сторона, будет выполнять свои обязательства в рамках транзитного договора.  

Автор: ФНЭБ

Опубликовано на сайте Pro-gas.Ru, 08.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики