Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» подал в суд на «Туркменгаз»

«Газпром» подал в суд на «Туркменгаз»

Российский концерн требует пересмотреть цену газа, который он покупает у Туркмении

«Газпром экспорт» 8 июня подал иск в стокгольмский арбитраж к «Туркменгазу», сообщила компания. «Газпром» хочет пересмотреть цену газа, который покупает у Туркмении. Детали иска представитель российской стороны не комментирует, его коллега из «Туркменгаза» не ответил на вопросы.

Россия закупает туркменский газ еще со времен СССР для снабжения южных регионов (российский газ туда не поставлялся из-за неразвитой инфраструктуры). В 2006–2008 гг. почти весь туркменский газ (41–42 млрд куб. м) шел в Россию, но после кризиса 2008 г. «Газпром» настоял на пересмотре параметров поставок. В результате по новому контракту в 2010 г. объем снизился примерно до 10 млрд куб. м, а цена оказалась привязана к нефтяной формуле и составила $240 за 1000 куб. м.

Но в прошлом году после резкого падения цен на нефть, к которым привязаны и цены на газ, вопрос цены туркменского газа обострился, рассказывали источники «Ведомостей», близкие к «Газпрому». Сейчас монополия поставляет газ в Европу по цене $230–250 за 1000 куб. м и закупка туркменского газа по $240 для него убыточна, так как от границы Туркменистана и Узбекистана газ еще нужно транспортировать (около 3000 км), говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Договориться о пересмотре цены не удалось, так что с начала года «Газпром» в одностороннем порядке перешел на оплату туркменского газа по экспортному нетбэку в Европе ($150–170 за 1000 куб. м), объясняют источники «Ведомостей». Монополия также снизила закупки до 4 млрд куб. м. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев объяснял, что технологической необходимости в закупках больше нет, но они продолжатся «с учетом взаимоотношений с нашими соседями», а объем снижен на «базе совместной договоренности», говорил Медведев. Туркмения заявила, что снижение объемов необоснованно и «Газпром» «является нестабильным партнером». «Туркменские контракты составлены так, что цены ежегодно согласовываются дополнительными соглашениями, это такая восточная специфика», – объясняет Гривач. По его мнению, Туркмения не хочет пересматривать цену, чтобы иметь возможность использовать скидку на газ в качестве размена в будущем – по газовому или по любому другому «соседскому» вопросу.

«В суде «Газпром» может требовать пересмотра цены договора, основываясь на структурных изменениях на рынке, подкрепленных ссылками на соответствующие положения договора», – считает руководитель зарубежной практики Art de Lex Артур Зурабян. Но не исключено, что экономический спор будет решен на политическом уровне, добавляет он. Иск – это формальность, решение будет принято между руководителями государств, согласен Гривач.

Исход этого не повлияет на разбирательство с «Нафтогазом» (см. врез), считают Зурабян и руководитель практики разрешения споров «Горизонт капитала» Василий Ицков. Украина оспаривает только цену на газ, которую сама согласовала в контракте, а «Газпром» – гибкую цену, которая определяется на основании маркера в виде цены на нефть, отмечает Ицков.

Авторы: Михаил Серов, Алина Фадеева

Источник: Ведомости, 26.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики