Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Последствия выхода Ирана из-под санкций для России негативны пока только теоретически

Последствия выхода Ирана из-под санкций для России негативны пока только теоретически

Ответ на вопрос, заданный в ходе онлайн-конференции "Перспективы российской нефтегазовой отрасли в свете низких цен на нефть и снятия международных санкций с Ирана". Повлияет ли на нашу нефтегазовую отрасль отмена санкций в адрес Ирана?

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Тема выхода Ирана из-под санкций довольно сложна. Стремительная активизация переговоров шестерки международных посредников с Ираном была инициирована США. Это было сделано американскими политиками для того, чтобы продемонстрировать их европейским коллегам, что не стоит бояться давить на Россию, так как поставщиком нефти и газа вместо РФ якобы может быть Иран. Но это не совсем так. В нефтяной отрасли Иран действительно сокращал добычу после введения санкций со стороны США и Евросоюза. Но при этом Иран перенаправил экспорт нефти в Азию, прежде всего в Китай. Причем данные о том, насколько Иран сократил добычу и экспорт нефти, разнятся. Управление энергетической информации США указывает, что Иран в период с 2011 по 2012 год сократил экспорт нефти на 1 млн барр. в сутки. Если пересчитать на более привычные для российской статистике млн тонн в год., то это получается 48,8 млн тонн. По данным BP, цифра выходит еще скромнее. В 2011 году добыча составила 208,8 млн тонн в год, в 2014 году – 169,2 млн тонн, т.е. падение добычи – 39,6 млн тонн. За счет роста внутреннего потребления возможность экспорта сократилась с 119,6 млн тонн в год до 76 млн тонн в год. Даже если представить, что Иран каким-то образом вернулся бы на мировой рынок, увеличив экспорт на те же 43,6 млн тонн в год, это не стало бы альтернативой для российской нефти в Европе.

Но чтобы Иран вышел на рынок с прежними объемами, ОПЕК должны перераспределить квоты на добычу. А тут возможен самый жесткий кризис за всю историю организации. Известно, что Саудовская Аравия, являющаяся лидером ОПЕК, открыто враждует с Ираном. Саудиты осудили подписание соглашения по иранской ядерной программе и заявили, что теперь тоже хотят развивать атомную отрасль. В этих условиях весьма сомнительно, чтобы саудиты так просто отдали свою долю на рынке, сократив свою квоту на добычу нефти, чтобы пустить Иран. Иран в свою очередь может провоцировать волнения в шиитских районах Саудовской Аравии и тогда уже возникнет вопрос добычей нефти у саудитов.

Для России с точки зрения торговли нефтью – чем хуже ситуация на Ближнем Востоке, тем лучше.

В газовой сфере стратегически Иран может создать для России больше проблем. Иран – вторая по запасам газа страна. Но чтобы вывести эти объемы на европейский рынок, нужно построить газопровод через всю страну от месторождения Южный Парс, потом проложить его через юго-восток Турции. Какие компании возьмутся за этот проект? Риски очень высоки. Причем риски стратегические – Иран в 1979 году уже показал, как можно национализировать все активы иностранных компаний. И с тех пор в политической системе Ирана по большому счету изменений не произошло. Тем более что договоренности с Ираном достигнуты недавно, а чтобы разработать месторождения и построить газопровод до Европы, нужно как минимум лет пять. Нет гарантий того, что Иран будет все это время таким же дружелюбным с Западом. Тактические трудности тоже есть – в последние дни Турция втягивается в войну. Турки нанесли удар по ИГИЛ и заодно и по курдам, а курды проживают именно там, где предполагается проложить газопровод из Ирана. Иран скорее начнет поставлять газ в Пакистан, куда газопровод уже построен. А Китай лоббирует строительство продолжения этот трубы до своей территории.

Так что для России последствия выхода Ирана из-под санкций могут быть только негативными, но реализация этих рисков отнюдь не гарантирована.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 27.07.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики