Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Рост просроченной задолженности отражает реальную ситуацию»

«Рост просроченной задолженности отражает реальную ситуацию»

Просрочка по кредитам юрлиц в 2015 году выросла на 60%

Больше всего российским банкам задолжали девелоперы, энергетики и авиаперевозчики. Это следует из статистики Центробанка. По данным регулятора, за год общая просрочка по кредитам, выданным юрлицам, выросла на 60% — до 1,7 млрд руб. Газета «Известия» назвала три сегмента бизнеса, которые хуже всего расплачиваются с банками.

За год в сфере строительства просрочка по кредитам выросла на 138% — до 320 млрд руб. На этот сегмент приходится 15% от общего портфеля долгов. При этом за первое полугодие рост задолженности у девелоперов составил 46%. Только за июнь показатель подскочил на 14%. Компании, связанные с добычей полезных ископаемых, за год увеличили просрочку по кредитам на 136% . В июле она превысила 52 млрд руб. При этом «плохие долги» в рублях выросли в девять раз — с 2,7 млрд до 23,8 млрд. В сфере транспорта и связи неисполненные обязательства увеличились на 105% — до 65 млрд руб. Быстрее всего наращивали задолженность авиакомпании, за год она подскочила в семь раз. Однако объем пропущенных выплат небольшой, чуть более 16,5 млрд руб.

На рост задолженности строительных компаний повлияли высокие ставки и спад покупательной способности россиян, отметил генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров.

«Такой результат просроченной задолженности растущий отражает реальную ситуацию: снижение платежеспособного спроса, снижение цен, реализация практически только акций, пониженные ожидания покупателей и тот факт, что у нас резкое ухудшение ситуации, которая демонстрируется. Но реализация идет, мне кажется, что рынок очень неоперативно реагирует на все происходящее. Полагаю, что банки сегодня осторожнее относятся к тем активам, которые находятся еще в начальной стадии. Риски они рассматривают намного жестче, не предвидят новой реализации», — сообщил Дзагуров.

Энергетические и добывающие компании допустили рекордные просрочки по рублевым кредитам, потому что вынуждены рассчитываться по внешним долгам. Так считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Компании пошли на то, чтобы больше занимать на внутреннем рынке, соответственно, в рублях и у российских банков, потому что внешнее финансирование для них закрывается. Здесь они сталкиваются с такой ситуацией, когда для них появляется возможность отсрочить выплаты, удлинив период, когда они могут распоряжаться деньгами. Для них более важны внешние выплаты, чем внутренние, речь не идет о дефолте, но речь, видимо, идет о каких-то отсрочках. Не приходится говорить о том, что российские компании окончательно лишились своей финансовой устойчивости», — полагает Юшков.

Ситуация в авиа-бизнесе самая тяжелая, уверен заместитель генерального директора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. Рост просрочки по кредитам вызван системными проблемами, отметил эксперт.

«Отрасль капиталоемкая, она требует кредитования, это кредиты валютные, ибо все воздушные суда иностранного производства — это доллары. На протяжении долгого периода времени, можно говорить о семи годах, компании активно модернизировались, развивали парк, при этом доходная база компании не росла теми темпами, которыми рос кредитный портфель. Сегодня, когда ситуация радикально изменилась в силу многих факторов, отрасль просто выхлестнулась наружу и этого денежного потока, который был бы способен изменить ситуацию, не видно», — рассказал Ходоровский.

Из девяти направлений экономической деятельности объем задолженности уменьшился только в сфере производства и перераспределения энергии, газа и воды.

Автор: Юлия Безрукова

Источник: Коммерсантъ ФМ, 12.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики