Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В падении цен на нефть просматривается прямой интерес США

В падении цен на нефть просматривается прямой интерес США

Обвал цен на нефтяном рынке все сложнее объяснять чисто рыночными причинами. Слишком много признаков того, что крупнейшие игроки этого рынка прямо влияют на происходящее. Если это предположение корректно, кто именно, каким образом и зачем роняет стоимость важнейшего в мире энергоносителя? На это есть как минимум три версии.

Еще в прошлом году цены на нефть за очень короткий срок рухнули вдвое. Сейчас черное золото стремится уйти ниже 40 долларов за баррель, и это уже трехкратное падение. Объяснение, что цены упали, так как на рынке увеличилось предложение и сократился спрос, устраивает далеко не всех.

Есть несколько версий того, кто может стоять за обвалом нефтяных котировок.

Версия первая: США

Константин Симонов из Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) считает, что Вашингтон обваливает мировые нефтяные котировки, чтобы наказать Россию. Причем США действуют самостоятельно, без Саудовской Аравии.

Симонов убежден, что изменение нефтяных цен – это не рыночная история. Цена на сырьевые товары определяется не объемом спроса и предложения, а количеством денег, которые крутятся на рынке фьючерсов, то есть на спекулятивных рынках.

«Инструментом для снижения или увеличения цен на нефть является монетарная политика США, регулирование притока и оттока денег на рынок фьючерсов и курс доллара», – говорит Симонов. Так, в 2014 году падение цен было спровоцировано отказом США от политики количественного смягчения, которую они как раз запустили в период кризиса 2008 года для поддержки реального сектора. Все эти деньги оказались на рынке фьючерсов и способствовали тому, что цены на нефть сначала выросли. Потом за счет резкого изъятия этих долларов цены на сырье – в том числе на нефть – пошли вниз.

«Сейчас главным обстоятельством падения цен на нефть является вовсе не ситуация с Ираном, Саудовской Аравией или Китаем, а курс доллара, который Вашингтон сознательно укрепляет путем разогревания ожиданий от сентябрьского заседания ФРС и решения о повышении учетных ставок», – отмечает Симонов. Так как нефть торгуется в долларах, то ослабление доллара ведет к росту цен на нефть, а укрепление американской валюты, как сейчас, – к падению.

Обратной стороной такой политики является то, что, наказывая Россию, США наказывают и себя: низкая цена на нефть бьет по американским сланцевым проектам. Именно этим и объясняется тот факт, что во второй половине 2014 года нефть пошла вниз, а в первой половине 2015 года – снова вверх.

Еще одна версия состоит в том, что за обвалом нефти стоит одна Саудовская Аравия, которая не желает снижать квоты на добычу нефти внутри ОПЕК. В основе этой теории лежит рыночная концепция баланса спроса и предложения на рынке нефти.

Одни считают, что Саудовская Аравия играет против США. Высокие цены на нефть открыли коммерческие возможности для сланцевой революции в США, в итоге Америка сократила импорт нефти из арабских стран и строит планы полного отказа от него.

Сами саудиты говорят, что не хотят терять свою долю на мировом рынке. Дешевая нефть действительно бьет не только по сланцам, но и по другим проектам по добыче дорогой трудноизвлекаемой нефти (это и Арктический шельф в России, и тяжелая нефть в Венесуэле, в Канаде и т.д.).

Себестоимость добычи легкой нефти в арабских песках является самой низкой в мире. Поэтому удержать добычу саудитам проще простого. Правда, их бюджету, который еще больше, чем российский, зависит от экспорта нефти, это не по нраву. Но, учитывая накопленные резервы в период высоких цен на нефть, бюджет Саудовской Аравии может дольше терпеть низкие цены.

Эта теория имеет право на существование. Однако имеется слишком много аргументов против.

Недавно была распространена версия, что Саудовская Аравия допустила обвал цен на нефть, чтобы подорвать сланцевые проекты в США и занять долю рынка, подавив более слабых конкурентов.  Spydell считает эту версию идиотской и далекой от реалий нефтяного рынка. Для начала Саудовская Аравия чисто технически не может допустить обвал на рынке нефти, так как ей закрыт доступ на рынок бумажной нефти, который целиком и полностью подконтролен США.

«Саудовская Аравия теоретически может допустить панику на рынке, если принудительно остановит добычу нефти, вызвав дефицит на международном рынке. Но по статистике добычи нефти нет ничего подобного. Более того, те выпадающие поставки, которые раньше шли в США от саудитов, теперь идут в Азию. То есть общий объем экспорта не изменился, а саудиты не потеряли и не приобрели долю рынка», – объясняет экономист. 

Во-вторых, Саудовская Аравия подконтрольна США, поэтому без согласования с ними ничего делать не может.

Наконец, утверждение о переизбытке предложения, мол, свободных мощностей по добыче так много, что нефть некуда девать, – это миф, указывает Spydell. «Добыча нефти законтрактована – это значит, что добывают столько, сколько заказано и оплачено. Добытая нефть не уничтожается и не продается инопланетянам. Все, что добыли, реализовывается – на текущее потребление или в нефтехранилища. Наличие свободных мощностей по добыче никак не влияет на цену нефти. Переизбыток предложения может оказать влияние на инвестиционные планы нефтяных компаний, но не на цены», – аргументирует экономист. 

Более того, указывает он, сейчас ситуация в балансе спроса и предложения ничем не отличается от того, что было год назад или 10 лет назад. «То, что стали добывать больше, – это правда, но и спрос вырос сильно», – указывает он.

Если вспомнить обвал цен на нефть в 2014 году, то сторонники рыночной теории объясняли его переизбытком предложения на 1,5–2 млн баррелей в сутки. Однако при мировом потреблении 93 млн баррелей в сутки эти два миллиона сложно считать реальной причиной падения котировок почти на 60%. Не говоря уже о том, что переизбыток почти в том же объеме существовал и в 2013 году, говорил старший аналитик ГК Forex Club Валерий Полховский. Падения спроса на нефть тоже никакого не было. Наоборот, отмечался рост со стороны развивающихся стран.

Сейчас обвал цен объясняется появлением дополнительной иранской нефти и сокращением спроса со стороны Китая из-за проблем в экономике. Но это опять лишь слова, не подтвержденные реальной статистикой. «Иран еще ничего не произвел. Ну, поистерили на рынке, и хватит. Ведь есть только заявления, что мы эти объемы выкинем на рынок, но дополнительной нефти пока нет в мировой статистике», – отмечает Симонов.

«В Китае идет падение биржевых индексов, но это не означает падения экономики. Семипроцентный рост китайского ВВП – это мало, но это рост, а не падение, поэтому потребление нефти в Китае по-прежнему растет. И в прошлом году потребление нефти в мире и в Китае в частности не быстро, но росло», – говорит Константин Симонов. Китай за семь месяцев 2015 года нарастил импорт нефти на 10,4% по сравнению с прошлым годом. Спрос на нефть в первом полугодии вырос на 3% и в самих США (данные EIA), а в мире спрос подрос в среднем на 1,6 млн баррелей в день (данные банка Barclays).

Константин Симонов указывает на еще один аргумент против рыночной теории спроса и предложения, на которой настаивает сама Саудовская Аравия. Она никак не может объяснить ралли, которое происходит с нефтью в 2014–2015 годах. Зато первая и вторая теории легко объясняют этот момент тем, что США давали передышку собственным сланцевым добытчикам. 

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 26.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики