Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина снова просится к нам в друзья

Украина снова просится к нам в друзья

Киев начал прощупывать почву для получения финансовой поддержки от… Москвы

Недавно СМИ сообщили, что «Нафтогаз» якобы обратился к «Газпрому» с просьбой внести предоплату за транзит газа через Украину в размере $750 млн: столько мы платим за четыре месяца пользования украинской трубой. Причем не потребовал, а именно что обратился с просьбой. Правда, неофициально. И хотя сам «Нафтогаз» от этой информации тут же открестился — мол, ничего мы у вас не просили — дыма без огня не бывает. Да и та быстрота, с которой сообщение о просьбе украинской компании было объявлено дезинформацией, наводит на мысль, что «Нафтогаз» в преддверии старта отопительного сезона угодил в патовую ситуацию, но признаваться в этом публично очень не хочет.

Бедный друг

Вся история российско-украинских отношений в газовой сфере последних лет похожа то ли на вестерн, то ли на фарс. Периоды неплатежей и надменного молчания со стороны Киева, которые, как правило приходятся на весну — лето, ближе к зиме сменяются на «газовые войны» с угрозами ограничить энергоснабжение «замерзающей» Европы, на истории об «отборе» или, проще говоря, о воровстве украинцами российского экспортного газа, на громкие заявления о завышенной цене «голубого топлива» и требования об эксклюзивных скидках для Украины… Все это имело для России хоть какой-нибудь смысл ровно до тех пор, пока наш сосед не решил повернуться к нам, скажем так, противоположной от переда стороной.

Впрочем, даже это не помешало Киеву в нужный момент вспомнить о традиции просить финансовой и другой помощи у Москвы, которую особенно чтил Виктор Янукович. В последнее время традиция нарушалась из-за надежд, возлагаемых новой украинской властью на финансовую поддержку Запада; но Запад, как только окончательно выяснилось, что громкими политическими декларациями никого не накормишь, как-то по-тихому стал отворачиваться от своего «восточного соседа». На этом фоне попросить об авансе (а де-факто о новом кредите) своего бывшего главного партнера, а теперь врага номер один было бы для Украины вполне закономерным и, более того, неизбежным. Во всяком случае в малодоступную для понимания логику киевских политиков это вполне укладывается.

Прошлые мотивы

В предыдущие годы желание российской власти помогать Украине подогревалось разговорами о безопасности поставок газа европейским потребителям, а также обещаниями допустить наши компании к приватизации украинской газотранспортной системы с ее последующей модернизацией. Покупка трубы, пусть и в достаточно ветхом состоянии, была бы очень кстати и обошлась бы нам намного дешевле, чем строительство пары «ниток» того же «Северного потока». Однако эта карта так и не была разыграна. Россия все-таки пошла собственным путем, то есть в обход украинской территории, запустив проекты прокладки двух новых газопроводов.

Сегодня у наших экс-партнеров не осталось практически ничего, чем они могли бы нас подкупить. Вдобавок вслед за РФ от приобретения украинской ГТС отказались и американцы с европейцами, поначалу тоже изъявлявшие желание поучаствовать в приватизации. Причина, видимо, в том, что покупка утратила для Запада актуальность, так как имела смысл только как способ заиметь рычаг для потенциального давления на нашу страну. Сегодня же, когда Германия подписывает с нами соглашение о строительстве второй нитки «Северного потока», а Турция направляет РФ проект соглашения о прокладке первой нитки «Турецкого потока», очевидно, что этот рычаг не сработает. Все понимают, что к 2019 году, когда закончится транзитный контракт с Украиной, у нас будут все необходимые мощности для замещения этого транзита. В конце концов речь идет не о таких уж астрономических объемах — около 60 млрд куб. м газа в год.

Кстати, с тем же Китаем у РФ уже законтрактовано 38 млрд кубов газа с потенциальным двукратным расширением поставок. И этот фактор, нужно признать, тоже сыграл нам на руку в переговорах с европейцами по строительству «потоков». А вот Украина, наоборот, потеряла еще больше очков в глазах Запада. Былое пылкое желание Америки и Европы дружить с Киевом исчезает на глазах.

Игры в газ кончились

Есть и еще одна причина, почему Европа не собирается финансировать заполнение украинских подземных хранилищ газа (ПХГ). Европейцы прекрасно понимают, что, расписавшись в дружбе с Киевом (хотя бы и без особых финансовых обязательств), они уже и так обезопасили себя от украинских демаршей. И по этой же причине Россия может не опасаться угроз «перекрыть вентиль», так как в этом случае речь будет идти о саботаже Украиной поставок газа в Европу, которая вроде как страдает за ее же интересы, поддерживая санкции и находясь под эмбарго.

К тому же, как говорит заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, сегодняшний уровень заполнения украинских хранилищ — свыше 14 млрд куб. м газа. Для нормального прохождения зимнего периода и обеспечения технологической надежности поставок этого вполне достаточно. Так что Европа даже формально имеет полное право, во-первых, не волноваться по поводу того, что без ее помощи Украина может замерзнуть, а во-вторых, требовать от своего восточного партнера, чтобы купленный ею газ доходил по назначению в полном объеме, а не просачивался по дороге сквозь стенки трубы.

Зачем платить больше?С другой стороны, на этом фоне очень сомнительной начинает выглядеть потребность оплатить заполнение ПХГ, которой украинская сторона якобы объяснила свою просьбу об авансе. Хранилища ведь и так не пустуют. А значит, у «просителей» просто-напросто другие планы на эти деньги, нежели чем они декларируют.

На что же надеется Киев, обращаясь к Москве с такими просьбами? Видимо, на то, что мы поймем и простим и что все вышеперечисленные обстоятельства не остановят нас на пути оказания помощи братскому народу. Однако, по мнению Гривача, все подобные надежды стоит оставить в прошлом. «Россия, может, и могла бы пойти навстречу Украине, но лишь при условии наличия между нашими странами дружеских, добрососедских отношений», — подчеркивает эксперт. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов добавляет: «Пока через Украину идет транзит российского газа в Европу, а во главе Украины стоят люди, которые считают Россию врагом, газовые войны практически неизбежны». Поэтому глупо ждать от Киева ответной теплоты, даже если аванс все-таки будет выдан.

Киевские власти сами загнали себя в ситуацию, в которой им более нечем угрожать РФ и в то же время нечего ей предложить. Давно стало очевидно, что транзит через территорию недружественно настроенной по отношению к нам страны, сколь бы «братскими» ни были наши отношения, не может продолжаться долго, во всяком случае не при нынешней украинской верхушке. И чем ближе срок расставания с этой зависимостью, тем меньше мотивации спонсировать неплатежеспособного соседа.

Финальный аккорд

Фактически прекращение газового транзита через украинские земли, которое, вполне вероятно, состоится уже в 2019 году, способно поставить точку в серьезных экономических отношениях между нашими странами. Но что-то подсказывает: еще не все потеряно. Украина сегодня по-прежнему нужна лишь одной стране — России (это отчетливо видно на фоне риторики западных лидеров, не торопящихся обещать Петру Порошенко новые транши финансовой помощи), и компромисс между государствами будет возможен всегда. Просто пока он категорически невозможен между нынешними властями, но это сейчас. Как только новоявленные предводители украинского народа окончательно исчерпают терпение своих западных «спонсоров», проблема эта, думается, отпадет сама собой.

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 26.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики