Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как долго продлится эпоха дешевой нефти?

Как долго продлится эпоха дешевой нефти?

Одно из мнений относительно сырьевых товаров и мировой экономики заключается в том, что цикл роста цен на нефть, металлы подошел к концу, и наступает новая экономическая реальность, в которой стоимость черного золота будет находиться в пределах $30-50 за баррель, и экономикам придется адаптироваться. Деловой еженедельник «Капитал.kz» попросил аналитиков прокомментировать – так ли это, и как долго стоимость барреля Brent будет находиться на отметках ниже $45.

 

Действительно черное золото

В среду, 26 августа, котировки североморской смеси подросли, воспользовавшись сокращением запасов в США. По сообщению Bloomberg, октябрьские фьючерсы на Brent (торгуются на ICE Futures) к 8:32 МСК подорожали на $0,32 (0,74%) – до $43,53 за баррель; во вторник, 25 августа, они прибавили $0,52 (1,22%), достигнув $43,21 за баррель. Котировки октябрьских фьючерсов на WTI (торгуются на NYMEX) утром 26 августа повысились на $0,28 (0,71%) до $39,59 за баррель; днем ранее цена контрактов выросла на $1,07 (2,8%) и составила $39,31 за баррель.

Дмитрий Александров, директор по инвестициям «УНИВЕР Капитал», вполне согласен с тезисом о цикле рост цен на нефть. По его мнению, диапазон стоимости может быть шире и выше предполагаемых $30-50 за баррель – $35-55 за баррель. «В целом такое развитие событий было бы логично в рамках теории цикличной стоимости денег (и, как следствие, цикла стоимости сырья)», – отмечает он.

Говоря о том, по каким причинам котировки Brent опустились ниже $45, эксперт отмечает: нефть падала столь сильно и столь быстро, поскольку в значительной степени являлась инструментом накопления дешевой ликвидности и получения спекулятивного дохода. «Другие виды сырья начали снижаться еще с 2011 года и учитывали ухудшение мировой макроэкономической статистики, однако в нефти длительное время цены поддерживались как чисто финансовый актив благодаря программам монетарного стимулирования со стороны ФРС США и высокой ликвидности рынка нефтяных фьючерсов. То есть нефть была действительно черным золотом», – отмечает Дмитрий Александров.

Проекты недополучат финансы

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, указывает на то, что нефть как цикличный товар зависит от того, какие инвестиции в разработку новых месторождений сделаны в предыдущие годы. После 2011 года, пока стоимость ресурса находилась на высоких уровнях – от $100, – в мире было профинансировано и начало работу большое количество проектов. Это и определило переизбыток нефти на текущий момент.

Так, по данным Международного энергетического агентства, производство черного золота в настоящее время превышает потребление на 3,3 млн барр./сут. и составляет 96,53 млн баррелей – рекорд за последние 17 лет. По мнению Дмитрия Александрова, такой перекос – негативная ситуация. «Однако дольше нескольких кварталов она не продлится из-за ценового давления. Риск в этом единственный – если кто-то решит действительно демпинговать, и добыча в убыток будет прямо или косвенно субсидироваться. Формально на такое могут пойти США, поскольку источник для субсидий – их собственная эмиссия, кстати, вне зависимости от подъема процентной ставки или сохранения ее на текущем уровне», – комментирует спикер.

Сейчас, по словам Сергея Пикина, складывается обратная ситуация: компании серьезно режут свои инвестиционные программы, по некоторым оценкам, в новые проекты в 2015 году будет недоинвестировано порядка $200 млрд. То есть через 3-4 года они не заработают. При том что спрос продолжает расти – может быть, не так быстро, как хотелось бы – на 1-1,5% в год. В 2014 году он составил чуть меньше 1%, в этом году, как ожидает эксперт, возможно, дойдет до 1,3%. «В результате переизбыток нефти постепенно будет нивелироваться, и, я думаю, уже к началу 2017 года мы увидим баланс предложения и спроса. Нефть достигнет оптимальной величины. Цена в тот период превысит 70 долларов», – считает собеседник. Пока же, по его словам, «мы видим определенную перепроданность по нефти».

 

Инвестиционные паузы ведут к балансу

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, считает, что прогноз $30 за баррель вполне может быть реалистичен, только не на длинном отрезке времени. «Если инвестиции в нефтедобычу будут стремительно сокращаться в условиях дешевой нефти, то рано или поздно мы придем к циклу восстановления, потому что нефти станет даже не хватать из-за инвестиционных пауз крупнейших энергетических компаний», – говорит он. Восстановительная тенденция, по его предположению, может начаться лишь через год, пока же баррель Brent будет находиться на уровне $40-60. Этот коридор, вероятно, сохранится до конца 2015 – начала 2016 года.

Сергей Пикин также не согласен с тем, что ситуация падения цен – когда они находятся на уровне $30-40 за баррель – окажется долгосрочной. Большинство проектов находятся на пике добычи. Россия и Саудовская Аравия добывают максимальные объемы, так же – ряд стран ОПЕК. «То есть увеличение добычи на действующих проектах не представляется возможным. Поэтому, как только они начнут показывать отрицательную динамику, а это может произойти в 2016 году, начнется процесс балансировки спроса и предложения», – говорит аналитик.

Факторы – сильные и слабые

Один из факторов, который потенциально может «пошатнуть» нефтяные цены, – полномасштабный выход Ирана на мировой рынок нефти (плюс 1 млн барр./сут., как обещает руководство страны). Буквально на днях министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане заявил, что страна готова увеличивать добычу «любой ценой», иначе «потеряет свою долю на рынке». Государство, пусть и незначительно, но уже нарастило объем – на 32,3 тыс. барр./сут. в июле, до 2,86 млн барр./сут. (максимальный объем с июня 2012 года).

«Наращивание Ираном экспорта способно несколько перекроить доли между игроками и скорректировать баланс сил, в том числе в регионе», – говорит Дмитрий Александров. Однако, по его мнению, на цены гораздо большее влияние оказывает денежная политика крупнейших эмиссионных центров и настроения игроков на рынке капитала.

Александр Пасечник считает: не факт, что Иран выйдет на рынок и нарастит предложение так, как он это афиширует. Нет гарантий, что у западных инвесторов появится интерес к вхождению в эту страну.

 

По мнению Сергея Пикина, на процесс выравнивания спроса и предложения Иран и его дополнительный миллион баррелей нефти окажут незначительное влияние. Другое дело – Китай. Если это государство – крупнейший в мире потребитель энергоресурсов – продемонстрирует экономический рост порядка 5% и ниже, то это снизит спрос со стороны этого государства. «Но я думаю, что меры принимаемые китайским правительством для сохранения роста экономики на уровне 6-7%, сработают. Нефть, может быть, и провалится ниже $40 за баррель, но это будет краткосрочный процесс», – комментирует спикер. Такая стоимость невыгодна для многих производителей, в том числе американских: в переводе на WTI это $35 и ниже. Некоторое ограничение предложения, в том числе и по сланцевым месторождениям, может произойти, если цена продержится на указанных уровнях хотя бы в течение месяца. «В зависимости от того, как будет работать экономика Китая, будет зависеть, либо мы придем к $70-80 в начале 2017 года, либо – ближе к 2019-го», – комментирует спикер. То есть, резюмирует он, все будет зависеть от того, насколько быстро начнет расти спрос на нефть, что в первую очередь зависит от экономики Китая, и насколько сильно будет снижаться предложение.

Автор: Елена Тумашова

Источник: Капитал.kz, 26.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики