Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Излишняя самоуверенность

Излишняя самоуверенность

В апреле 2010 года в 80 километрах от побережья Луизианы на нефтяной платформе произошла катастрофическая авария. Постепенно Мексиканский залив оправился от случившегося. Однако пока гарантировать, что подобная трагедия не повторится, не может никто.

Хронология катастрофы в Мексиканском заливе сегодня известна всем. 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья Луизианы на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел пожар и последовал взрыв. Огонь бушевал 35 часов – пожарные не смогли с ним справиться. В итоге через два дня платформа затонула. Авария унесла жизни 11 человек, 17 были ранены. Позже стало известно о кончине еще двух.

Гигантской проблемой стало огромное нефтяное пятно. В результате аварии в воду ежесуточно попадало порядка пяти тысяч баррелей нефти. Но это самые минимальные данные. По другим оценкам, цифра составляла 100 тысяч баррелей в сутки. Уже к концу апреля нефтяное пятно добралось до устья Миссисипи, а в июле нефть заметили на пляжах Техаса. Ученые заявили, что подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем тысяча метров. Итог – за 152 дня в воды Мексиканского залива через поврежденные трубы скважины вылилось примерно 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна приблизилась к отметке 75 тысяч квадратных километров. Чуть меньше, чем территория Калмыкии. Урон мог быть гораздо больше, напоминает руководитель программы по экологической политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников:

"Смягчающее обстоятельство заключается в том, что авария была глубоководная, поэтому часть углеводородов распространилась в толще воды и не попала в прибрежную зону – наиболее уязвимую для нефти,  часть удалось сжечь на поверхности воды. То поражение, которое мы наблюдаем при других авариях, когда нефть выбрасывается на побережье, именно это воздействие на прибрежную зону удалось минимизировать".

Ликвидация последствий началась с попыток загерметизировать скважину. Однако это оказалось непросто: окончательно утечку нефти удалось остановить только 4 августа, закачав в буровую жидкость и цемент и пробурив две дополнительные скважины, куда также был закачан цемент. О том, что утечек больше нет, смогли объявить только 19 сентября.  Всего в ликвидации последствий участвовали более тысячи гражданских и шесть тысяч военных. Нефть собирали, как могли: при помощи специальных судов и просто руками – добровольцы вышли и работали на побережье США. Иногда проводилось контролируемое выжигание нефтяных пятен. Говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

"До сих пор с компаний и операторов этого проекта Deepwater Horizon требуют экологические платежи. Здесь предмет для разбирательства остается очень резонансным. Эта трагедию с большим трудом удалось нивелировать. Потом, когда скважина была купирована какими-то чрезвычайными методами, предлагалось чуть ли не использовать атомный заряд, чтобы заглушить ее. Нашли выход – и остановили разрушительный сценарий. Замечу, что все реагенты, которые использовались, имеют токсичные параметры. Много погибло биологических представителей, заражение было колоссальное".

Что касается расследования, то в итоге причинами аварии были названы ошибки персонала, технические неисправности и проблемы в самой конструкции платформы. В середине сентября 2010 года появился доклад  Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. Там было названо целых 35 причин аварии, в 21 из них виновным была признана компания BP. А главная причина – игнорирование норм безопасности с целью элементарной экономии. Администрация не позаботилась о том, чтобы сотрудники знали все о работе скважины, отсюда следуют их неграмотные действия с самых первых часов аварии. Несет ВР ответственность и за неудачную конструкцию самой платформы. Свою роль сыграла и уверенность в том, что вероятность подобных сценариев минимальна, добавляет Алексей Книжников:

"Ни одна компания, ни одна страна не может гарантировать безаварийной работы при добыче углеводородов. Это происходит постоянно. Вопрос – в масштабах бедствия. Такого рода крупную аварию представители компании ВР исключили из своего набора возможных сценариев. Поэтому не было никакой готовности к ликвидации такого большого по масштабу разлива и в таких погодных условиях. И только уже по ходу аварии были в срочном  порядке придуманы решения, как все-таки можно эту аварию ликвидировать. Пришлось принимать решение о бурении специальных скважин. Если бы это было предусмотрено сразу при оценке рисков, то аварию удалось бы ликвидировать быстрее и с меньшими потерями".

Суд по этому делу начался в конце февраля 2013 года. Его итогом стало присуждение ВР штрафа в 4,5 млрд долларов. Из них большая сумма пойдет в Национальный фонд рыбных ресурсов и дикой природы США. Что и не удивительно, ведь после аварии акватория Мексиканского залива была на одну треть закрыта для промысла, был введен практически полный запрет на рыбную ловлю. Колоссальный урон понесли тропические коралловые рифы в водах Мексиканского залива.  Авария стала настоящей трагедией для морских обитателей: на берегу еще долго собирали погибших морских черепах, дельфинов, птиц и других млекопитающих. В последующие годы резко возросла смертность китов и дельфинов. Нефть смогла просочиться даже в  воды прибрежных заповедников и болот.

Мексиканский залив постепенно оправился от понесенного ущерба. Однако пока гарантировать, что подобная трагедия не повторится, не может никто.

Автор: Ася Гром

Источник: РИА Новости, 02.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики