Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейцы расписались в необходимости строить «Северный поток – 2»

Европейцы расписались в необходимости строить «Северный поток – 2»

Газпром подписал с пятью европейскими газовыми компаниями акционерное соглашение по строительству «Северного потока – 2». Уже сам состав участников доказывает, насколько сильно нужен этот проект Европе. Почему европейцы так заинтересованы в этой трубе и почему это менее политически рискованный проект, чем Южный и Турецкий?

Газпром в рамках Восточного экономического форума подписал акционерное соглашение по компании, которая будет заниматься строительством газопровода «Северный поток – 2». Построит трубу New European Pipeline AG. Соглашение закрепило ее акционерный состав: основная доля в 51% принадлежит Газпрому. По 10% у немецкой компании E.On, голландской Shell, австрийской OMV и немецкой BASF/Wintershall. Оставшиеся 9% – у французской Engie (бывшая GdF Suez).

New European Pipeline займется строительством двух новых веток газопровода, которые также пройдут по дну Балтийского моря. Начальной точкой обеих новых веток станет порт Усть-Луга около Санкт-Петербурга, конечной точкой – Германия.

Ранее глава Газпрома Алексей Миллер оценивал стоимость проекта в 9,9 млрд евро. Около 30% этой суммы выделят акционеры, остальное предстоит привлечь через проектное финансирование.

Общая мощность новых веток составит 55 млрд кубометров газа в год. Обе нитки планируется запустить до конца 2019 года. Российская сторона рассчитывает, что трубопровод позволит снизить объем транзита российского газа, проходящего через Украину. А вкупе с «Турецким потоком» необходимость в транзите газа через Украину вообще отпадет. Учитывая, что транзитный договор с Украиной перестает действовать как раз в 2019 году, найти замену украинской ГТС – важная стратегическая задача России.

Две нитки на севере («Северный поток – 2») и две нитки на юге («Турецкий поток») полностью избавят Россию от необходимости перекачивать газ через Украину. Так, через Украину в 2014 году ушло 62 млрд кубометров газа в Европу. Соответственно, 30 млрд кубов надо увести через «Северный поток – 2», остальные – через Турецкий.

«Северный поток – 2» с легкостью обеспечит северных европейцев недостающим газом.

Вторая задача

Вторая задача «Северного потока – 2» – это поставки газа на Балканы. «Труба обеспечит снабжение газом Северных Балкан, плюс Словакию и Италию. Это как раз большая часть топлива, которая транспортируется сейчас через территорию Украины», – отмечает отраслевой эксперт.

«Под эти объемы планировался «Южный поток», а потом вторая и третья нитки «Турецкого потока», в котором есть определенные политические сложности из-за Турции. В такой ситуации немецкий маршрут более понятен и менее подвержен политическим рискам», – объясняет Гривач, почему Россия сделала ставку на «Северный поток – 2».

От «Турецкого потока» Россия, конечно, не отказывается. Через «Северный поток» проблематично доставить газ в ту же Грецию или Болгарию. Поэтому на юге нужны дополнительные мощности.

Однако с реализацией трубы на севере «Турецкий поток», скорее всего, поредеет до двух ниток вместо четырех значально заявленных. Первая нитка будет питать газом Турцию, вторая – Южные Балканы: ту же Грецию, Македонию, Сербию, Болгарию.

Меньше политических рисков

Почему «Северный поток» менее подвержен политическим рискам? Для начала – это прямой маршрут поставок газа в Европу, без транзитера. «Здесь нет Болгарии, в которую могут прилететь три сенатора из США и заставить выйти из соглашения по строительству газопровода», – указывает Гривач.

Во-вторых, газ идет через Германию, а это более серьезный игрок, и эта труба выгодна немецкой экономике и другим сильным членам еврозоны. Германия и сейчас является главной точкой входа российского газа в Европу. А за счет «Северного потока – 2» она получит все экономические и политические выгоды. Это и деньги, и новые рабочие места, и усиление своей роли на энергетическом рынке.

Но главное, повлияв на «Южный поток» и мешая более масштабному проекту «Турецкого потока», сильные игроки Европы лишают более слабых (Болгарию, Грецию, Сербию и т. д.) возможности стать кузнецами собственного счастья. Они не усилят свою газовую значимость в регионе, не получат инвестиций в инфраструктуру, транзитных платежей. Западная Европа не может себе позволить дать шанс слабым в регионе стать экономически более независимыми.

Наконец, европейцы реанимировали проект второго «Северного потока», потому что им не нравится быть зависимыми от поставок газа через Турцию. «Они бы не хотели усиления Турции. Конечно, у Брюсселя может быть свое мнение, точнее, не очень свое, на этот счет, но объективная реальность такова, что через «Северный поток» проблематично доставить газ в Грецию или в Болгарию. Поэтому здесь нужны дополнительные мощности через Турцию», – отмечает Алексей Гривач.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 04.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики