Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закулисная схватка за дорогую нефть

Закулисная схватка за дорогую нефть

Удастся ли президенту Венесуэлы уговорить конкурентов сократить объёмы добычи?

Президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о начале «постоянной битвы» за повышение нефтяных цен. По его мнению, имеет смысл созвать саммит стран-экспортеров нефти, как входящих в ОПЕК, так и независимых, чтобы выработать механизмы контроля добычи нефти.

«Государства должны определить курс, когда рынок сходит с ума», — цитирует Мадуро «Российская газета».

На торжественной встрече, посвящённой 55-летию ОПЕК, президент Венесуэлы заявил, что от цен на уровне 40 долларов за баррель страдают все нефтедобывающие страны, они разрушают и сланцевую добычу в США.

Чтобы поддержать цены, Венесуэла уже предложила ОПЕК выйти на рынок с новым сортом нефти, смешав легкую нефть Африки и тяжелую венесуэльскую нефть.

Насколько реалистично предложение Мадуро хотя бы частично отрегулировать мировой нефтяной рынок?

— На мой взгляд, заявление Мадуро — крик отчаяния, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Венесуэла — одна из стран, наиболее сильно пострадавших от падения цен на нефть. Притом, что в стране ещё со времён Уго Чавеса сложилась государственная система, при которой тратится очень много средств на социальные расходы. Прибавьте к этому довольно большую стоимость добычи. Вязкая высокосернистая нефть, которую добывают в Венесуэле, стоит дешевле других сортов.

В итоге в стране назревают протесты, которые могут перерасти в революцию.

Поэтому мы видим, что Мадуро пытается делать всё, что можно, чтобы поднять мировые цены на углеводороды. Он совершил турне по всем нефтедобывающим странам. Летал несколько раз в Саудовскую Аравию. Старается «поймать» Владимира Путина везде, где может. И даже сделал от лица президента России странное заявление о том, что Россия и Венесуэла будут согласовывать свои действия по повышению цен на нефть. Это заявление пришлось опровергать пресс-службе президента России.

В этих условиях Мадуро ничего не остаётся, кроме как попытаться реализовать проект своего рода второго ОПЕК, в который бы вошли уже все крупные нефтедобывающие государства.

Видимо, в Саудовской Аравии Мадуро заявили, что единственный способ поднять мировые цены на нефть — сократить её производство. И что сделают они это лишь при условии, что и другие страны сделают то же самое. Из этого Мадуро и сделал вывод, что надо попытаться договориться со всеми и на счёт «три» все дружно сократят добычу.

«СП»: — Разве эта идея совсем лишена логики? Ведь все экспортёры заинтересованы продавать дорогую нефть.

—  Всё не так просто. Например, Россия чисто технически не может значительно сократить добычу нефти. У нас климатические условия такие, что если мы зимой прекратим добычу, скважина просто замёрзнет и придётся бурить новую. А вот Саудовская Аравия свободно может увеличивать или уменьшать нефтедобычу.

Кроме того, сочетание экономических и политических факторов привело к тому, что сейчас все страны, обладающие значительными запасами углеводородов, участвуют в «гонке экспортёров».

Никто не хочет снижать добычу нефти, и все продают её даже себе в убыток. Потому что понятно: тот, кто останется, тот сохранит за собой рынок сбыта. Как раз Саудовская Аравия первая взяла такой курс, ещё в начале 2015 года объявив, что её цель — убрать с мирового рынка «неэффективные» проекты: «сланец» и нефтедобычу на шельфе.

И раньше члены ОПЕК не могли между собой договориться и превышали совместно установленные квоты. А теперь какие-либо соглашения и вовсе трудно будет соблюдать.

Все понимают, что Венесуэла как раз — слабое звено на нефтяном рынке. Я думаю, что к предложению Мадуро не прислушаются, и дело закончится серьёзным кризисом венесуэльской «нефтянки».

Конъюнктура проглядывает довольно определённая: от снижения цен пока выигрывает Саудовская Аравия, где нефть добывать дешевле всего.

«СП»: — Венесуэла считается нашим союзником в политике. Можем ли мы всё же чем-то помочь для того, чтобы дело в этой стране не дошло до «латиноамериканского майдана»?

— Я бы не стал называть Венесуэлу нашим союзником. «Дружба» с Россией не помешала в 2010 году Уго Чавесу заявить о том, что он будет поставлять нефть в Белоруссию. Это заявление было сделано как раз в период непростых отношений между Москвой и Минском. В значительной мере эта страна — наш экономический конкурент. Прежние относительно дружественные отношения России и Венесуэлы строились во многом на личных отношениях двух харизматичных лидеров — Владимира Путина и Уго Чавеса. С Мадуро у Путина таких отношений нет.

Но даже если Россия по каким-то причинам захотела бы поддержать Венесуэлу, сделать этого мы не смогли бы. Две страны, сократив добычу нефти, ничего не добились бы. Просто конкуренты понемногу начали бы занимать наше место на рынке.

Я думаю, что самое большее, чего Мадуро мог бы добиться, это уговорить крупных экспортёров углеводородов сделать совместное заявление о стремлении сокращать добычу и повышать цены. На короткое время одно только это заявление испугало бы трейдеров на бирже и они начали бы торговать на повышение. Но даже такого заявления ждать вряд ли стоит. Слишком плохо умеют сейчас договариваться нефтедобывающие страны. Особенно в преддверии возвращения на рынок Ирана.

— Осуществить предложение Мадуро интересно нескольким нефтедобывающим странам, — считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Например, Эквадору. России тоже. Поскольку в нашем бюджете даже при нынешних ценах на нефть появляется всё больше «дыр». Ситуация значительно усугубится, если цены упадут до 20−30 долларов, как предсказывают некоторые аналитики.

Однако как реально договориться о снижении добычи в условиях отсутствия дисциплины даже среди стран-участниц ОПЕК — загадка. Например, Саудовская Аравия, наоборот, открыто заявляет о том, что будет наращивать нефтедобычу.

К тому же на ценообразование сильно влияет монетарная политика. Если Федеральная резервная система США в ближайшем будущем поднимет ключевую ставку, на рынке снова появится много свободных долларов, которые трейдеры будут инвестировать в нефтяные фьючерсы, что и поднимет цены на «чёрное золото».

«СП»: — А насколько долго США могут поддерживать добычу сланцевой нефти себе в убыток?

— Пока мы видим, что американские нефтяные компании понемногу адаптируются к ситуации низких цен. Число скважин уменьшается, но не уменьшается количество добываемой нефти. Кроме того, для США в целом, как крупнейшего потребителя импортной нефти, низкие цены на углеводороды скорее выгодны. Их нефтегазовая отрасль страдает, но экономика в целом — выигрывает. Да, сейчас в США наблюдается заморозка инвестиций в сланцевую нефтедобычу. Однако реально это скажется на сокращении объёмов добычи не раньше чем через 2−3 года.

Автор: Алексей Верхоянцев

Источник: Свободная пресса, 16.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики