Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Госдума расширит перечень изымаемого у других стран имущества

Госдума расширит перечень изымаемого у других стран имущества

Депутаты предложат правительству расширить сферу действия законопроекта, позволяющего арестовывать и изымать имущество иностранных государств на территории России: будет учитываться и имущество на континентальном шельфе

Законопроект правительства, позволяющий арестовывать и изымать имущество иностранных государств в России по решениям российских судов, в данной версии не затрагивает имущество этих государств на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, следует из проекта заключения комитета Госдумы по собственности (есть у РБК). Инициативу о юрисдикционном иммунитете иностранных государств и их имущества в России комитет планирует рассмотреть во вторник, 22 сентября, подтвердил РБК председатель комитета, депутат-коммунист Сергей Гаврилов.

Комитет намерен поддержать законопроект в целом, следует из проекта заключения: принятие документа усилит защиту имущественных интересов России. Но комитет предложит скорректировать инициативу: в нынешнем виде она существенно ограничивает имущественную ответственность иностранных государств, указано в заключении. Такой вывод комитет делает из определения понятия имущества иностранного государства, содержащегося в законопроекте. Оно определено как имущество на территории России, находящееся в собственности или используемое иностранным государством. Но такое определение исключает из состава иностранного имущества то, что находится на иных территориях, где Россия осуществляет юрисдикцию согласно Конституции и нормам международного права, а именно на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, указано в проекте заключения комитета.

На шельфе используются стационарные или передвижные платформы, комплексы подводного бурения, говорит Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. Эксперт не считает, что принятие законопроекта спровоцирует панику у нерезидентов: документ подготовлен в ответ на арест счетов и попытки изъять российскую собственность за рубежом, что происходит в том числе и с нарушением международного права, когда делаются попытки арестовать имущество не государства, а частных компаний.

По работам на шельфе у России самая высокая степень зависимости от иностранного оборудования, но работы на шельфе иностранцев и так ограничены введенными санкциями, арктический шельф для них полностью закрыт, указывает Симонов.

Депутаты, кроме того, считают, что можно арестовывать и то имущество, которое находится в пользовании иностранных государств, например по договору постоянного бессрочного пользования и аренды, следует из проекта заключения думского комитета. То же относится и к имуществу, которое находится в собственности иностранного государства, но не используется им, добавляет комитет.

Законопроект разработан Минюстом после проигранного Россией иска бывших акционеров ЮКОСа на $50 млрд. Внесенный летом документ ограничивает судебный иммунитет иностранных государств в России: определяет обстоятельства, при которых российские суды вправе рассматривать иски к иностранным государствам, независимо от их желания. Речь идет, в частности, о спорах, связанных с коммерческими сделками, трудовыми договорами, разбирательствах по поводу авторских прав и т.д. Иностранные государства также лишатся судебного иммунитета при разбирательствах об их правах на недвижимость и другое имущество, находящееся на территории России. Кроме того, иностранные государства будут привлекать к спорам по поводу возмещения вреда, если он хотя бы частично причинен на территории России.

Документ сохраняет иммунитет иностранных государств от применения российскими судами обеспечительных мер — в частности, от ареста их имущества на территории России: имущество смогут арестовать лишь в случае, если само иностранное государство на это согласится. Но иммунитет иностранных государств от исполнения решений российских судов будет ограничен: приставы по решению суда смогут забирать имущество, которое государство не использует для осуществления «суверенных властных полномочий».

Законопроектом определен перечень имущества, которое нельзя будет забрать у иностранного государства для исполнения судебного решения: имущество (в том числе деньги с банковских счетов) дипломатических представительств; военное имущество; не выставленные на продажу культурные и музейные ценности, а также имущество зарубежных Центральных банков и иных финансовых организаций. Изъятие имущества из этого перечня будет возможно только с разрешения самого иностранного государства.

Ограничения юрисдикционных иммунитетов государств предусмотрены конвенцией ООН 2004 года, сказано в заключении комитета Госдумы по собственности. Конвенция, в частности, определяет категории судебных споров, в которых государства не пользуются иммунитетом от юрисдикции других государств; законопроект Минюста включает эту конвенцию в российское законодательство. Действующее российское законодательство основано на концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета и предоставляет иностранным государствам существенно больший иммунитет по сравнению с тем, что предусмотрен конвенцией ООН, отмечает профильный комитет Госдумы. 

Авторы: Светлана Бочарова, Полина Химшиашвили 

Источник: РБК, 21.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики