Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: повышение налогов для нефтянки несет риски для экономики РФ

Эксперты: повышение налогов для нефтянки несет риски для экономики РФ

Ранее Минфин предложил изменить курс доллара, используемый для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взяв за основу курс до девальвации рубля в конце 2014 года

Повышение налогов для нефтяных компаний, предложенное министерством финансов для увеличения доходов бюджета, несет риски для экономики и противоречит заверениям властей о неизменности правил налогообложения в отрасли. Об этом ТАСС заявили эксперты из крупных инвестиционных банков и аналитических центров.

Минфин на прошлой неделе предложил изменить курс доллара, используемый для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взяв за основу курс до девальвации рубля в конце 2014 года, что фактически приводит к увеличению налога. Предложения министерства, которые пока не обсуждались в правительстве, позволят дополнительно принести в бюджет 1,6 трлн рублей в 2016-2018 годах за счет прибыли нефтяных компаний, которые выступают против повышения налогов.

«Если зарезать корову сегодня, то следующая корова вырастет лишь через несколько лет», — прокомментировал предложения Минфина глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, назвав их «типичным временщичеством».

Нефтегазовые доходы, в основном НДПИ и пошлина на экспорт нефти, составляют около половины доходов федерального бюджета. С 2015 года правительство приняло «налоговый маневр», который перенес часть налоговой нагрузки с добычи на переработку нефти, а также планирует ввести с 2016 года новый налог на финансовый результат (НФР), который учтет инвестиции компаний в разработку сложных месторождений.

Правительство должно найти источники финансирования социальных обязательств в условиях падения цен на нефть и стагнирующей экономики до 25 октября, когда проект бюджета на 2016 год будет внесен в Государственную Думу. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что к этому времени профильные министерства должны провести расчеты и оценить эффективность предложений Минфина.

Правила игры

В Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года президент Владимир Путин предлагал зафиксировать и не менять действующую в России налоговую систему на ближайшие четыре года. Предложение было с энтузиазмом встречено представителями деловых кругов.

«Просто не нормально, когда правила игры меняются так часто. Ни один бизнес к этому привыкнуть не сможет, независимо от того, государственный он или частный», — считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров считает этот вопрос во многом «острополитическим».

«Обещали нефтяникам не повышать налоги после налогового маневра (введен в 2015 году — прим. ред), ведь нужна предсказуемость, чтобы на 3-5 лет планировать свои денежные потоки. В условиях турбулентных цен на нефть это особенно сложно. Поэтому ресурсы у них отбирать рискованно», — считает аналитик.

Нефтяные компании пока официально не комментируют предложения министерства, однако на условиях анонимности представители компаний утверждают, что увеличение налога приведет к сокращению инвестиций на 25-30% и, как следствие, к сокращению добычи на 10% к 2020 году. В стратегических планах добыча нефти в РФ должна держаться на уровне 525 млн тонн.

Нестеров отмечает, что нефтяники могут снизить свои капитальные вложения достаточно резко уже в рублевом выражении, а это может означать заморозку ряда пробных проектов, в частности в Западной Сибири.

«Итогом может быть падение операционной и чистой прибыли на десятки процентов, а затем и падение добычи. А через пару лет придется снова давать льготы, чтобы простимулировать нефтяников», — отмечает эксперт.

Нельзя жить на старом багаже

Не столь категоричен Полищук, который считает, что новаторство Минфина вряд ли приведет к существенному падению добычи в 2016 году. Он оценил возможное падение добычи в 2016 году в 1%, но предупредил, что в среднесрочной перспективе падение может быть более существенным.

В свою очередь Симонов напомнил, что основную часть добычи дают месторождения Западной Сибири, но для поддержания ее уровня необходимо освоение новых месторождений в новых регионах.

«Нельзя жить на старом багаже: на месторождениях, которые были введены в эксплуатацию еще в советское время. Но при такой налоговой политике трудно ждать освоения гринфилдов в новых регионах», — утверждает глава фонда.

Нестеров уверен, что новая инициатива Минфина по НДПИ в нефтяной отрасли вряд ли может быть принята правительством в полном объеме. «На взгляд Минфина, у нефтяников есть пусть не избыточные, но те доходы, которые можно привлечь к пополнению доходов бюджета. В целом вопрос не простой, скорее всего, в полном объеме эти предложения Минфина не пройдут», — сказал он. Все-таки «дойную корову» резать пока рано", — подытожил Нестеров.

Компромисс, который ожидают обе стороны спора, должен быть выработан после совещания по бюджетным проектировкам на 2016 год, которое состоится во вторник у президента РФ Владимира Путина.

Авторы: Мария Татевосова, Василий Милькин

Источник: ТАСС, 21.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики