Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вьетнамцы собираются построить НПЗ в Дагестане

Вьетнамцы собираются построить НПЗ в Дагестане

Сейчас на Северном Кавказе нет ни одного крупного нефтеперерабатывающего завода

Вьетнамская государственная компания PetroVietnam намерена не только инвестировать в ОАО «Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан» (ГНКД), но и построить за свой счет нефтеперерабатывающий завод мощностью 6 млн т. Такое предложение PetroVietnam сделала на последней встрече с правительством Дагестана, заявил «Известиям» замглавы Минпромторгинвеста республики Александр Гальмуков.

— Проект подразумевает создание на базе ГНКД нефтеперерабатывающего комплекса  мощностью по перерабатываемому сырью 6 млн т в год с глубиной переработки 95% и получением моторных топлив с качеством не ниже «Евро-5», — сказал Гальмуков. — Нефть будет добываться на шельфе Каспийского моря, местный рынок будет обеспечен нефтепродуктами собственного производства.

Предварительная договоренность об инвестициях в ГНКД в размере $150–300 млн достигнута в апреле в результате встречи главы Дагестана Рамазана Абдулатипова с главой PetroVietnam Нгуен Куок Кханем. Строительство завода, как ожидается, начнется после вхождения PetroVietnam в капитал ГНКД. Пока ни стоимость сделки, ни получаемая доля PetroVietnam не ясны, компании ведут переговоры, пояснил знакомый с ходом переговоров замруководителя Агентства по энергетике Дагестана Эльдар Гаджибабаев. По его словам, стоимость и местоположение НПЗ сторонами тоже пока не просчитывались. Реализовать сделку с PetroVietnam ГНКД надеется до конца года, говорит близкий к компании источник. В 2014 году гендиректор ГНКД Лев Юсуфов заявлял, что через несколько лет дагестанская компания планирует в год добывать 6–7 млн т нефти, 5–7 млрд куб. м газа и 0,5 млн т газоконденсата, пока добыча не ведется.

Нет в республике и ни одного крупного НПЗ — правда, к концу 2015 года ожидается запуск завода мощностью 1 млн т компанией «Дагнефтепродукт» (занимается портовой перевалкой нефти, имеет мощности на перевалку 6 млн т нефти в год). Компания тоже раньше была государственной, но ее приватизировали в 2005 году, крупнейший акционер (34,21%) — основатель и президент футбольного клуба «Анжи» Магомед Магомедов.

Сейчас в состав ГНКД (выручка за 2014-й — 331 тыс. рублей, чистый убыток — 2,3 млн рублей) входят четыре предприятия, говорил в ноябре ее гендиректор Лев Юсуфов: ГНК «Шельф» (будет заниматься разведкой и добычей нефти на шельфе Каспия, сейчас готовит заявки на несколько блоков на шельфе Каспия), ГНК «Геология» (освоение лицензионных участков суши, расконсервация скважин, строительство геотермальных скважин), ГНК «Ресурс» (для управления сетью АЗС, поставок топлива, переработки нефти на НПЗ) и ГНК «Терминал» (создана для строительства и эксплуатации нефтяного терминала мощностью до 2 млн т). Структуры ГНКД также занимаются выкупом лицензий на месторождения у британской компании Timan Oil & Gas Plc, которую связывают с именем предпринимателя Александра Лебедева. По словам Гаджибабаева, сделка затормозилась — ГНКД ждет госгарантий на 2 млрд рублей и только потом сможет продолжить сделку.

Пока что всё топливо местным АЗС крупных топливных компаний приходится закупать в Ростовской области и Краснодарском крае. По данным Агентства по энергетике Дагестана, ежегодно республика потребляет 500 тыс. т нефтепродуктов (эквивалентны 4 млн т сырой нефти), распространяются они через сетевые заправки крупных компаний, своей сети заправок у ГНКД пока нет. Тем не менее, считает Гаджибабаев, местные АЗС в перспективе перейдут на топливо с нового НПЗ, что поспособствует снижению конечной цены на заправках.

По мощности планируемый НПЗ (6 млн т) считается средним, а заявленную глубину переработки (95%) можно назвать очень высокой, в среднем по России она составляет 71%, оценивает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

— По мощности завод можно сравнить с Саратовским НПЗ (7 млн т) или Куйбышевским НПЗ (также 7 млн т) «Роснефти». Но подобные заводы управляются крупными нефтяными компаниями, мелкие компании редко берутся за такие масштабные проекты из-за отсутствия капитала, — говорит Аркуша. — Тем не менее не факт, что открытие завода сильно повлияет на цены в регионе — скорее всего, цены снизятся ровно на величину логистических затрат, так как крупные сети стараются держать единую цену в одном округе.

Сейчас цены на бензин Аи-92/93 (наиболее распространенный) в Дагестане выше, чем по России, свидетельствуют данные Thomson Reuters Kortes по четырем регионам СКФО (по Дагестану, Северной Осетии, Чечне, Ставропольскому краю). С января по август цена на эту марку в Дагестане выросла на 4%, до 34,60 рубля, в России цена повысилась на 5%, до 33,84 рубля (в Северной Осетии Аи-92/93 в августе стоил 33,19 рубля, в Чечне — 32,47 рубля). Из соседних регионов по цене за литр бензина с Дагестаном может сравниться только Краснодарский край, там цена в августе составила 34,58 рубля. По дизельному топливу, напротив, Дагестан оказался среди регионов округа с самой низкой стоимостью в период за январь-август этого года, по данным Thomson Reuters Kortes, в регионе за восемь месяцев она выросла на 7% и составила в августе 31,67 рубля (средняя по СКФО за август — 32,49 рубля, по России — 34,81 рубля).

По словам Аркуши, конечная цена топлива на заправках зависит от нескольких причин.

— Во многом влияет цена на биржевое топливо, которое продают крупные нефтяные компании (Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго обязуют компании продавать на бирже не менее 10% от производимого бензина и 5% от дизтоплива. — «Известия»), важно, конечно, учитывать и инфляционную надбавку, ежегодный рост налоговой нагрузки на нефтяников и, собственно, баланс спроса и предложения на рынке, — пояснил он.

В условиях растущего спроса и цен на заправках вьетнамской компании будет выгодно войти в проект, тем более что компания уже фактически начала обмен активами с Россией — ранее она продала «Газпром нефти» 49% своего НПЗ Dung Quat, находящегося во Вьетнаме, напоминает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. По его мнению, появление завода на Кавказе поможет снизить количество некачественного топлива, поставляемого мини-НПЗ (с мощностями менее 150–200 тыс. т), часть производимого топлива покроет дефицит в соседних регионах округа.

Ранее в сентябре 2014 года PetroVietnam подписала с «Роснефтью» договор о создании СП в Арктике по Южно-Русскому и Западно-Матвеевскому участкам. Представитель PetroVietnam не ответил на запрос «Известий».

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 23.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики