Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономике нужно дешевое сырье

Экономике нужно дешевое сырье

Правительству пора ввести госрегулирование цен на все основные виды природных ресурсов

Рост цен на потребительские товары является одним из основных, но не единственным драйвером, разгоняющим инфляцию. Второй важнейший ее фактор — тарифы, вроде бы регулируемые государством. Однако себестоимость услуг, за которые мы платим, зачастую формируется на вполне себе рыночных основаниях. Правильно ли это?

Как разгоняются цены

Осень — время, когда в правительстве обсуждаются тарифы на газ, электроэнергию, тепло, железнодорожные перевозки на следующий год. Это всегда непростые дискуссии, а особенно сегодня, когда в карманах многих наших сограждан шаром покати. Банковские кредиты подорожали как для рядовых граждан, так и для бизнеса. Это привело к уменьшению активности на рынке жилья и практически полному прекращению инвестиций в промышленном секторе.

Продолжают реализовывать инвестпроекты в основном нефтегазовые компании, госмонополии и оборонно-промышленный комплекс. Они могут позволить себе чуть большие издержки, чем весь остальной бизнес России. Нефть и газ дают нашей казне 50% поступлений, а если бы эффективность нефтегазового комплекса увеличилась, эта доля могла бы быть даже выше. Тем более что сырьевые компании традиционно пытаются компенсировать, как они любят выражаться, недополученные доходы за счет потребителей газа и бензина внутри страны. ОПК полностью финансируется из бюджета, а экспортные поставки отнюдь не делают рентабельными немногие конкурентоспособные предприятия, обеспечивающие нужды армии. Госмонополии же закладывают в тарифы абсолютно все свои издержки. Притом одной из основных затратных статей для всех перечисленных секторов экономики являются, например, закупки стали, которая вопреки здравому смыслу, но согласно законам конкуренции подорожала на внутреннем рынке ровно на столько же, на сколько на мировом. Получается, что наши доблестные металлурги получат так называемую девальвационную маржу не только в валюте, но и в рублях — от предприятий, зачастую такими же преференциями не обладающих. А если говорить о «Газпроме» или «Транснефти», то рост стоимости поставок труб для них фактически равнозначен недополученным доходам бюджета.

Рыночный беспредел

Вследствие падения рубля импортный металлопрокат подорожал, а конкурентоспособность отечественной продукции повысилась. В этих условиях меткомбинаты стараются наращивать экспорт, одновременно поднимая цены для российских потребителей. В результате цены на сталь в сентябре подросли, однако их повышение не связано с сильным спросом. Например, спрос на строительную арматуру стагнирует из-за сложной ситуации в стройотрасли, и, как говорят на рынке, в октябре она может подешеветь. Правда, заказы на оцинкованный прокат не сокращаются, поэтому цены на него стабильны и, возможно, будут пересмотрены в сторону повышения, рассказал один из металлотрейдеров.

Налицо ситуация, когда лишенный финансов внутренний рынок вынужден конкурировать по ценам с зарубежным, для которого ситуация не изменилась, даже наоборот, наши сталевары готовы предоставлять небольшие скидки при продажах сырья за валюту. Можно ли их винить в таком поведении? Ведь они действуют в рамках так называемой рыночной экономики, предполагающей, что каждый пользуется своим конкурентным преимуществом. Однако в данном случае это преимущество отдельно взятой отрасли по отношению ко всем гражданам Российской Федерации. Если вдуматься, то ровно таким же преимуществом, правда, создавшимся по причине рыночных преобразований в нашей экономике, долгое время пользуются «Газпром» и энергетические компании. Газовая монополия стремится к равнодоходности внутренних цен по сравнению с экспортными поставками, а энергетики до падения рубля по отношению к доллару даже превзошли США по стоимости электроэнергии для промышленности. Нефтяники же повышают цены на бензин под предлогом модернизации нефтеперерабатывающих заводов, чем они должны были заниматься постоянно, но вместо этого долгие годы просто выкачивали из российских недр и поставляли на экспорт сырую нефть. Впрочем, как указывает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, в стоимости нефти и газа все еще есть существенное расхождение в ценах для внутреннего и внешнего рынков.

В таких условиях цены на все группы товаров и услуг не могут не расти быстрее темпов инфляции, ведь бизнесу еще нужно обслуживать кредиты. А расплачиваться за все это великолепие приходится гражданам, у которых нет права оспорить коммунальные тарифы или цены на бензоколонках.

Вспоминая госплан

В СССР цены на все виды ресурсов внутри страны регулировались, в результате чего достигался баланс, позволявший промышленности развиваться. А сегодняшняя экономика России уже не «заточена» на развитие промышленности, хотя именно это и является лучшим рецептом для выхода из рецессии и начала реального экономического роста. Рынок диктует свое: нам все еще выгоднее покупать товары из Юго-Восточной Азии, чем вкладываться в реальное производство. И мы подчиняемся этой нехитрой логике, забывая подумать про завтрашний день.Сторонники либеральной экономической теории моментально возразят, что, мол, даже сырой, недоделанный рынок лучше, чем государственное планирование. Ведь сырой рынок может перерасти в развитый, а госплан не развивается. Но, как мы помним, именно во времена госплана был создан почти весь тот задел, который вот уже 25 лет использует Россия, по-прежнему оставаясь заметным игроком в атомной, ракетно-космической и оборонной отраслях.

Но работать в убыток действительно никто не будет. Чтобы стало выгодно развивать производство, нужно, чтобы все виды ресурсов стали доступными для граждан и бизнеса: это касается денег, сырья и подключения к инфраструктуре, прежде всего к газу и электричеству.

Защитить свой рынок

По словам Александра Пасечника, в случае установления регулируемых государством цен на продукцию металлургических комбинатов нужно определить и пропорции, в соответствии с которыми они будут участвовать в подрядах государственных компаний. Однако эксперт предупреждает, что в конечном счете это может отразиться на качестве продукции, поставляемой на отечественный рынок. Снижения цен можно было бы также добиться путем устранения посреднических схем, повышения открытости тендеров тех же самых госкомпаний. Впрочем, если бы государство регулировало цены на ресурсы, отпала бы как таковая необходимость осуществлять надзор за тендерами.

А если вспомнить, что инфляция является сопутствующим фактором роста экономики, то 2–4-процентное ее увеличение, которое когда-то было ориентиром правительства, окажется вполне достаточным для того, чтобы удовлетворить умеренные аппетиты всех отраслей и дать стране как минимум сопоставимый ежегодный прирост промышленного производства.

Что еще интереснее, низкая стоимость ресурсов привлечет в РФ крупнейшие зарубежные компании, располагающие технологиями, которые сегодня необходимы нашей стране, в том числе в области добычи нефти на шельфе, в микроэлектронике, автомобилестроении. Тогда производство на территории РФ выгодно будет осуществлять полностью, а не только на уровне «отверточной» сборки с целью ухода от налогов.

Чем выше стоимость ресурсов, которые мы поставляем на экспорт, по сравнению с условиями для внутреннего рынка, тем выше наша конкурентоспособность. Об этом простом принципе во времена рыночных преобразований постепенно забыли.

Нельзя требовать от бизнеса платить больше налогов, не помогая ему снизить издержки. Абсурдно повышать тарифы для граждан в условиях, когда их реальные доходы падают на двукратное число процентов. Недопустимо говорить о свободном рынке тогда, когда покупательная способность нацвалюты падает на фоне ухода отечественного капитала за рубеж. Свобода разрушения собственной экономики в нашей Конституции вроде бы пока не прописана.

Пора бы правительству если не вернуться к госплану, то хотя бы начать планировать, исходя из реальных потребностей экономики, а не динамики мировых цен на энергоносители и котировок доллара.

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 28.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики