Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Киев не продвинулись дальше квартала

Москва и Киев не продвинулись дальше квартала

Россия и Украина после длительных переговоров при посредничестве ЕС объявили о согласовании нового "зимнего пакета". Но соглашение по вопросу цены на газ для Украины охватывает не весь отопительный период, а только четвертый квартал, а по вопросу финансирования закупок газа — и вовсе лишь первую половину октября. Причем даже эти договоренности пока окончательно не подписаны, а вопросы цены на первый квартал 2016 года и дополнительного финансирования Киеву для текущих закупок газа не решены.

Россия, Украина и ЕС поздно вечером в пятницу договорились, как будут устроены поставки российского газа Киеву в четвертом квартале этого года. Цена газа в октябре--декабре составит $227,36 за 1 тыс. кубометров — постановление правительства РФ с формулой расчета скидки от контрактной цены было опубликовано в пятницу. Сама скидка составит $20-24 за 1 тыс. кубометров, в зависимости от того, какова будет окончательная цена по контракту на конец третьего квартала. В начале месяца "Газпром" говорил, что контрактная цена на четвертый квартал составит $252 за 1 тыс. кубометров, но сейчас она несколько меньше ($248 за 1 тыс. кубометров), поскольку цены на нефть снизились. При этом в дополнительном соглашении между "Газпромом" и "Нафтогазом" предусмотрено, что итоговая цена не может быть ниже спотовых цен в Европе, чтобы у Украины не было возможности заниматься реэкспортом российского газа.

Стороны также подтвердили, что "Нафтогаз" получит $500 млн, на которые в первой половине октября закупит у "Газпрома" около 2 млрд кубометров газа и закачает его в подземные хранилища. Глава украинского Минэнерго Владимир Демчишин заявил, что эти деньги уже находятся на специальном счете "Нафтогаза".

Их происхождение до конца неясно, по словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, средства поступили от украинских госбанков и будут рефинансированы за счет помощи ЕС.

Как писал "Ъ" 25 сентября, "Нафтогаз" рассматривал схему, при которой правительство разместило бы $500 млн, полученные от Всемирного банка в середине сентября на стабилизацию банковской системы, на депозитах в трех украинских банках — Ощадбанке, Укргазбанке и Укрэксимбанке, а те выдали бы "Нафтогазу" кредиты. Также Киев должен получить в октябре-ноябре €600 млн из третьей программы макрофинансовой помощи ЕС.

Вопросов в ситуацию добавляет и то, что стороны не подписали по итогам переговоров никакого документа — ни трехстороннего протокола, ни допсоглашения между "Газпромом" и "Нафтогазом". Проблема снова возникла в Киеве. Владимир Демчишин отметил, что украинскую сторону все условия устраивают, но "нужно показать документ юристам". Глава российского Минэнерго Александр Новак заявил, что фактически договоренности уже исполняются, поэтому подписание является "формальностью".

В итоге новый "зимний пакет" оказался менее масштабным и полным, чем договоренности 2014 года (тогда ЕС выделил Киеву $3,1 млрд для оплаты долга перед "Газпромом"). Сторонам как минимум предстоят новые переговоры по цене газа на первый квартал 2016 года — если цены на нефть не вырастут, контрактная стоимость для Украины может оказаться даже ниже, чем для сопредельных стран. Еще важнее то, что полученные от ВБ $500 млн не решают проблемы финансирования текущего импорта "Нафтогаза". Поскольку российский газ по-прежнему поставляется на Украину по предоплате, в отсутствие денег закупки, остановленные в середине года, могут снова прекратиться. "Кредиторы Киева будут смотреть, что будет с потреблением газа на Украине зимой и с собираемостью платежей на внутреннем рынке",— считает Алексей Гривач из ФНЭБ, отмечая, что текущие договоренности решили украинскую газовую проблему временно — до начала следующего года.

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 28.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики