Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Набор антимонопольных претензий ЕК к Газпрому выглядит надуманным и лишенным экономических и юридических оснований

Набор антимонопольных претензий ЕК к Газпрому выглядит надуманным и лишенным экономических и юридических оснований

Газпром не признает своей вины по антимонопольным претензиям Еврокомиссии. Об этом заявил заместитель председателя правления холдинга Александр Медведев. Ответ на предъявленные обвинения Газпром направил ЕК в понедельник, 28 сентября. Газпром предлагает варианты урегулирования, «которые могут устранить их озабоченность — без признания вины».

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности:

Это дело с самого начала было политическим с элементами скандального шоу. Еще в сентябре 2011 года офицеры антимонопольной службы Еврокомиссии в количестве двух сотен человек нагрянули одновременно в офисы компаний группы «Газпром» и их партнеров в 10 странах Восточной и Центральной Европы. Эдакое маски-шоу по-европейски. Через год возбудили дело. Еще через год расследование было официально завершено, однако выставление официальных претензий к Газпрому постоянно откладывалось. Более полутора лет (два отопительных сезона) Еврокомиссия не выдвигала претензий, сменился даже комиссар по конкуренции — вместо Альмунии была назначена Вестагер. В итоге statement of objections (заявление возражения) было направлено Газпрому весной 2015 года в разгар политического похолодания между Россией и Западом, но уже после того как очередная зима была пройдена.

Сам набор претензий выглядит надуманным и лишенным экономических и юридических оснований. Среди них нет реальных фактов нарушения европейского законодательства о конкуренции. Более того, именно инвестиции Газпрома совместно с партнерами в развитие инфраструктуры на территории Германии и Чехии в последние годы немало способствовали интеграции рынка ЕС, трансграничных перетоков газа и торговли.

Думаю, что реального наказания российской компании не будет. Стороны ведут консультации о том, как выйти из процесса с сохранением лица для Еврокомиссии и в то же время без ущерба интересам Газпрома как добросовестного и надежного поставщика газа на рынки стран ЕС.

Обвинения были выставлены почти полгода назад. Сейчас наоборот идет процесс диалога Газпрома с директоратом по конкуренции об урегулировании претензий. И, похоже, это улица с двусторонним движением. Г-жа Вестагер уже дважды продлевала сроки предоставления официального ответа со стороны российской компании, проводя при этом интенсивные неформальные консультации. Сейчас официальный ответ Газпрома направлен в Еврокомиссию. Его подробности не раскрываются, но заявлено, что Газпром подробно разъясняет ошибочность методологии ЕК при выставлении претензий по ограничению конкуренции и завышении цен на газ. При этом российская компания предлагает продолжить поиск взаимоприемлемого решения.

Я расцениваю шансы выйти из этого спора с минимальными потерями для обеих сторон как достаточно большие, учитывая достижение договоренностей по украинскому транзиту и другие позитивные процессы в сфере газового диалога. Если, разумеется, не произойдет политического вмешательства извне.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 29.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики