Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сахалин-3» запустят, невзирая на санкции

«Сахалин-3» запустят, невзирая на санкции

Сроки бурения в проектах «Газпрома» на арктическом шельфе переносят на два-три года

Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев сообщил вчера, что введенные в отношении Южно-Киринского месторождения западные санкции трагического влияния на реализацию проекта не окажут. Хотя почти все технологии добычи газа на шельфе — импортные, но у иностранцев есть способы обойти санкции, говорят эксперты.

«Газпром» провел оценку возможного влияния санкций, введенных в отношении разработки Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина (входит в проект «Сахалин-3»), и не обнаружил серьезного влияния на проект, сообщил вчера заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев на 19-й ежегодной международной конференции «Нефть и газ Сахалина».

Медведев подчеркнул, что задержек в реализации проектов «Газпрома» не будет: «Будут использованы другие иностранные источники, и параллельно уже запущена программа развития отечественного производства самого современного оборудования, в том числе подводные добычные комплексы». Он заверил, что в РФ достаточно возможностей создать любую систему для подводной добычи.

Напомним, что 7 августа США распространили действие своих отраслевых санкций на Южно-Киринское месторождение. И это стали первые санкции Запада против российского газового монополиста. Подразумевается, что впредь американское оборудование не сможет быть экспортировано в РФ для разработки этого месторождения (см. «НГ» от 27.08.15).

Запасы газа на месторождении составляют 636,6 млрд куб. м, газового конденсата — 97,3 млн т, запасы нефти — менее 5 млн т. Запуск месторождения в эксплуатацию запланирован на 2019 год. Предполагается, что Киринское и Южно-Киринское месторождения станут основной базой для строительства второго российского завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) во Владивостоке.

В середине июня 2015 года начальник департамента «Газпрома» Всеволод Черепанов сообщал, что проект разработки Южно-Киринского месторождения на Сахалине будет готов в этом году.

Однако это касается только одного проекта «Газпрома». Другие все-таки пострадают от введения санкций. Так, вчера Минприроды внесло изменения в лицензионные обязательства по бурению на шельфе по пяти лицензиям «Газпрома». Первый заместитель министра природных ресурсов Денис Храмов сообщил, что сроки бурения переносятся на два-три года. При этом, «если в 2019 году нам надо было пробурить 19 скважин, то с учетом переноса сроков теперь 28 скважин, в 2017 году только 2 скважины вместо 14, в 2015 году — 7 скважин вместо 15», цитирует Храмова Интерфакс.

Чиновник добавил, что в 2014 году на российском шельфе пробурено 10 скважин, в то время как по плану было 5 скважин. Храмов признал, что Россия самостоятельно сможет провести только сейсморазведочные работы, для бурения скважин своего оборудования недостаточно. Компании и министерства, по его словам, сейчас решают эту задачу.

Анатилик ГК Forex Club Валерий Полховский напомнил, что «Газпром» начал работать с подпавшей под санкции компанией FMC Technologies (головной офис — в американском Хьюстоне) по строительству подводного добычного комплекса Южно-Киринского месторождения задолго до введения запрета: «Еще в 2013 году был произведен и установлен первый комплекс именно на Киринском месторождении. Выход на проектную мощность намечен на 2019 год. На момент введения санкций реализация проекта перевалила глубоко за экватор. Сейчас речь идет просто о возможности его закончить. Убежден, что у российской стороны есть возможность довести его до конца собственными усилиями или при помощи компаний, не подпадающих под юрисдикцию США».

Эксперт напомнил, что FMC Technologies пришла на российский рынок не случайно. Она более 20 лет тесно сотрудничала с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом. В 2009 году открыла инжиниринговый центр в Санкт-Петербурге. В нем работало свыше 70 российских инженеров. Соответственно возможностей освоить технологии должно было быть предостаточно. Надо теперь только все воплотить в жизнь. «Это, конечно, и есть самая трудная часть. Однако, повторюсь, в ситуации с Киринским месторождением речь идет уже о завершении проекта, находившегося на высоком уровне готовности. Вот если бы „Газпром“ похвалился, что без труда готов работать над другими новыми проектами, то это выглядело бы более убедительной иллюстрацией независимости компании от иностранных партнеров», — отметил Полховский.

Как объяснил «НГ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник, западные санкции, безусловно, несут определенную угрозу для реализации планов «Газпрома», но это не катастрофа: «Добыча газа на шельфе практически на 100% зависит от импорта, и найти альтернативу поставкам оборудования из США — основного мирового производителя подводных комплексов — будет не так просто, но возможно». Эксперт рассказал, что аналогичное оборудование делают в Норвегии, однако вряд ли скандинавы пойдут ва-банк против США и начнут сотрудничать с «Газпромом». Японские Mitsui и Mitsubishi, участвующие в сахалинских проектах, подобными технологиями не располагают, они выступают в РФ только в качестве финансовых инвесторов. «Полагаю, что российской компании придется менять схему разработки месторождений на шельфе, как вариант — ставить стационарную платформу, подобные разработки есть в России, в ряде других стран, — отметил Пасечник, — На самом деле никакого тупика нет. Это еще одно доказательство того, что давно пора начать развивать отечественное производство оборудования для подводной газодобычи, как это, например, случилось в Норвегии. Нефтегазовой отрасли вполне по силам роль локомотива экономики».

Пасечник также сказал, что западные компании очень хотят остаться в России. «Не помню ни одной истории, чтобы иностранцы попадали у нас в какие-то передряги. Когда говорят, что в России обидели Shell (в 2007 году „Газпром“ выкупил долю компании в проекте „Сахалин-2“), то это выглядит наивно и несерьезно. Цена сделки была пиковой на тот момент, полагаю, Shell осталась фантастически довольна, иначе не стала бы участвовать в других российских проектах», — говорит Пасечник.

Впрочем, иностранцы используют доступные легитимные способы остаться на российском рынке. Так, Exxon Mobil (проект «Сахалин-1») имеет филиал «Эксон Нефтегаз Лимитед». Формально он является российской компанией, а значит, не подпадает под действие санкций. При этом все понимают, что это тот самый Exxon Mobil со штаб-квартирой в Хьюстоне. «В нефтегазе есть вообще прецеденты, когда в РФ регистрируются даже не филиалы американских компаний, а отделения компаний с головным офисом, например, в Панаме. При желании цепочка отслеживается, но теоретически уйти от контроля политиков можно», — добавил Пасечник.

Автор: Нина Забелина

Источник: Независимая газета, 30.09.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики