Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мечты сбываются: Кому выгодно пустить "Газпром" под нож?

Мечты сбываются: Кому выгодно пустить "Газпром" под нож?

ФАС предложит выделить транспортную составляющую «Газпрома» в отдельную компанию. Мнения экспертов в необходимости разделить монополиста разошлись.

Трубопроводы «Газпрома» должны быть выделены в отдельную компанию — с таким предложением идет на президентскую комиссию по ТЭК Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил, что компания согласна с позицией ФАС: транспортная составляющая в «Газпроме» должна быть отдельной, со своим финансовым балансом, чтобы можно было оценить итоговые цифры.

В сегодняшних экономических условиях руководство страны не пойдет на разделение монополиста, уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В беседе с НСН он отметил, что разделение «Газпрома» означает не только проведение реформ, но и либерализацию рынка. Тогда придётся «разрешить всем экспортировать газ»:

«В нефтяной отрасли все добывающие компании имеют право продавать сырье на экспорт. Однако цена на черное золото формируется на бирже, а значит, независимо от количества игроков, цена не будет отличаться. Чего нельзя сказать про газовый рынок. Добывающие компании станут конкурировать между собой, потому что цена на этот вид топлива формируется по договоренности между продавцом и покупателем. Всё это может привести к резкому падению цен на российский газ - как на внутреннем рынке, так и на мировом», - уверен эксперт.

По мнению Игоря Юшкова, на внутреннем газовом рынке необходимо установить конкуренцию. Изменить единый тариф на транспортировку между добывающими компаниями.

«Независимым производителям сегодня выгодно продавать сырье только в те регионы, которые близко находятся к Ямалу. Соответственно, необходимо повысить тариф на транспортировку для ближайших регионов, а на дальнюю транспортировку понизить тариф. Кроме этого, необходимо разрешить «Газпрому» давать скидку на газ, уровняв его с другими компаниями», - считает аналитик энергетического рынка.

Собеседник НСН уверен: если сегодня разделить «Газпром», то российский бюджет не досчитается дополнительных средств.

Противоположного мнения придерживается член комитета Торгово-промышленной палаты по энергетике Рустам Танкаев. В беседе с НСН он отметил, что сегодня разделение «Газпрома» на транспортную и добывающую компании своевременно и логично.

«Если транспортная система отделена от производителя и если поставки газа возможны независимо от того, кто этот газ произвел, то требования Третьего европейского энергетического пакета перестанут действовать, а все проблемы с эксплуатацией «Северного потока» автоматически исчезнут», - уверен эксперт.

Позиция «Газпрома», как единственного владельца всей газотранспортной системы России, по мнению Рустама Танкаева, сегодня уже потеряла всякий смысл. По его словам, «газовый монополист уже более 15 лет не является  основным поставщиком газа на внутренний рынок, а значит, не может быть хозяином трубы».

«У «Газпрома» очень мощные лоббистские возможности, и монополист категорически не заинтересован в том, чтобы его разделили. Между тем, компания уже очень давно сдает свои позиции и на сегодняшний день обеспечивает всего 39 процентов поставок газа на внутренний рынок. Внутреннее потребление обеспечивают компании «Роснефть», «Лукойл» и «Новатэк». Оставаясь монополистом в экспорте российского газа, «Газпром» не заинтересован во внутреннем рынке, а значит, не намерен развивать газификацию населенных пунктов», - полагает собеседник НСН.

18 сентября на круглом столе по обсуждению проекта энергостратегии России до 2035 года замминистра энергетики Алексей Текслер сообщил, что идея разделения «Газпрома» сейчас не обсуждается.

Источник: НСН, 05.10.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики