Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выделением из Газпрома транспортной составляющей проблему прозрачности тарифообразования не решить

Выделением из Газпрома транспортной составляющей проблему прозрачности тарифообразования не решить

Транспортная составляющая может быть выделена из «Газпрома» — с таким предложением ФАС обратится к президентской комиссии по ТЭК. Как пишет РБК, это поможет получить прозрачное тарифообразование. Идея изначально принадлежала «Роснефти».

Игорь Юшковведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Если предложение ФАС будет реализовано, то это будет иметь катастрофические последствия. Теоретически декларируется выделение из Газпрома транспортной составляющей, якобы это поможет увеличить прозрачность в тарифообразовании. И тогда, мол, все увидят, что Газпром личные траты записывает в расходы на транспортировку. И если убрать такую возможность, то и тарифы понизятся.

В реальности же речь идет совсем о другом, а именно о реструктуризации Газпрома с выделением его газотранспортной составляющей, некоей компанией «Трансгаз». А там и до аналогии – «сделаем как в нефтяной отрасли!» – рукой подать. Это значит, что экспорт разрешен всем, а пресловутый Трансгаз только транспортировкой занимается. Остальные же части реструктуризованного Газпрома купит Роснефть, Новатэк или Лукойл.

Думаю, что за предложением ФАС стоит как раз этот вариант – реформирования всей газовой отрасли. Но в нынешних условиях это делать довольно опасно. Потому что в итоге выделится транспортная составляющая, которую не на что будет развивать. Сейчас Газпром финансирует уже имеющиеся газопроводы и строительство новых только за счет того, что направляет на эти цели получаемые им экспортные деньги. А Трансгазу, если его создадут, просто неоткуда будет взять деньги на строительство, например, гигантской системы по типу «Силы Сибири». Реализация таких проектов станет невозможной. Это одно из последствий. Второе: если экспортом займутся все желающие, то компании будут конкурировать внутри страны между собой, понижая стоимость, а за ней снизится и пошлина, а в итоге государство недополучит деньги в бюджет. Такой шаг в условиях кризиса навряд ли стоит делать. Не думаю, что стоит реализовывать предложение ФАС, так как подобным образом проблему прозрачности тарифообразования не решить. И говорить, что кого-то дискриминируют и не пускают в трубу, не надо – нет такого. Любой газовик сегодня скажет, что ни Роснефть, ни Новатэк проблем с допуском в трубу не имеют.

Чтобы повысить прозрачность в тарифообразовании, надо выстраивать конкурентную среду внутри отрасли. Во-первых, нужно разрешить Газпрому давать скидку потребителям от того уровня тарифов, что устанавливает ФАС. Сейчас ведь Газпром выдавливается из наиболее привлекательных регионов – тех, что ближе к Ямалу. Потому что независимые производители – фактически это два игрока: Новатэк и Роснефть – приходят в ближайшие регионы, например Свердловскую или Челябинскую область, и предлагает газ на рубль дешевле, чем продает Газпром по тарифам ФАС. Если обеспечить нормальную конкуренцию, то экономика получит более дешевый газ. Во-вторых, нужно диверсифицировать тарифы на прокачку. Сейчас выгодно транспортировать только в ближайшие регионы, а в дальние нет – придется много платить за транспортировку. Но если установить зависимость тарифа от расстояния, чтобы, чем дальше, тем ниже ставка. Вот тогда прозрачности в тарифообразовании больше прибавится, чем от реструктуризации Газпрома.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 06.10.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики