Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не наступить на нефтяные грабли

Не наступить на нефтяные грабли

Нефтяники готовы экономить на издержках, но это не решит критические проблемы отрасли

Одной из острых экономических тем продолжает оставаться налогообложение нефтегазового комплекса. Минфин, как известно, предложил поменять курс рубля в формуле изъятия у нефтяников налога на добычу полезных ископаемых, что должно было дать бюджету порядка 600 млрд рублей только в следующем году. После длительных обсуждений на самом высоком уровне в итоге отказались от этой идеи. Однако, очевидно, финансовые власти не спешат отказываться от своих задумок, даже называя нефтяников шантажистами и советуя им экономить на издержках.

Честно говоря, издержки легко можно найти и в расходных статьях бюджета, но ведь гораздо проще изменить несколько цифр в формуле. Минфин хочет собрать 200 млрд с нефтяников, еще 100 млрд с "Газпрома", еще 30 млрд за счет роста акцизов на печное и маловязкое топливо. Это не так неприятно, как упорные бои с бюджетополучателями, привыкшими к комфортной жизни за счет перераспределения в их пользу нефтегазовой ренты.

Однако крик нефтяников - это не шантаж. Давайте просто попробуем услышать их аргументы. Отрасль именно сейчас критически нуждается в инвестициях. Потому что до сих пор основная нефть у нас добывается на старых советских месторождениях. Уже десять лет отрасль твердит о том, что без инвестиций в новые проекты добычу на нынешнем уровне не удержать. Однако против отрасли давно уже применяют жесткую фискальную политику, главная цель которой - увеличить изъятия у компаний в пользу бюджета. Невзирая на то, что мы продолжаем поддерживать добычу за счет эксплуатации старой советской ресурсной базы.

По итогам 2014 года валовая добыча нефти на новых месторождениях - со сроками ввода в эксплуатацию не более 5 лет - составила 40,7 млн тонн. И это из добытых 527 млн тонн!

Увы, люди с бухгалтерским мышлением рассуждают так: раз отрасль пока удерживает добычу, значит, все у нее хорошо и она занимается "пугалками". Выходит, отрасль услышат только тогда, когда добыча начнет заваливаться. Но уже будет поздно. Проблема в том, что нефтянка - отрасль с длительным инвестиционным циклом. От первых инвестиций до первой нефти может пройти пять и более лет. Если начнется падение, значит это результат инвестиционного голода. Но исправить ситуацию уже никто не сможет.

Параллели с концом экономики СССР становятся совсем явными, но приходят на ум многим экспертам - очень уж похожа история. С начала 80-х годов отраслевики убеждали руководство страны в необходимости роста капитальных затрат. Но добыча росла на старом багаже и их никто не слышал. В итоге в 1987-1988 годах СССР поставил свой исторический рекорд по добыче. Власть была уверена - раз рекорды, значит, в отрасли все отлично. Но изъятие инвестиционных ресурсов уже вырыло яму, которую партийное руководство в упор не желало замечать. Уже в 1989 году добыча начинает заваливаться. И дело не в распаде СССР - еще до крушения страны мы потеряли более 100 млн тонн добычи. Всего за три года! Потому что отрасль лишили инвестиций, самоуспокоившись хорошими текущими цифрами.

Инерция обвала была чудовищной - к середине 90-х мы потеряли уже 270 млн тонн от советских пиков добычи! Антирекорд поставили, кстати, в 1996 году, когда на президентских выборах оппозиция чуть было не пришла к власти.

Отрасль именно сейчас критически нуждается в инвестициях. Потому что до сих пор основная нефть у нас добывается на старых советских месторождениях

Сейчас мы вновь находимся на подъеме добычи. Добыча нефти в России составила в сентябре 2015 года 10,74 млн баррелей в сутки, что является абсолютным рекордом постсоветского времени. Но, увы, все как у классика: "Дома новы, но предрассудки стары". Опять никто не верит отрасли. Хотя, по мнению экспертов, она находится на пределе своих возможностей. И, на мой взгляд, мы наблюдаем последний год роста добычи.

Не могу сказать, что минфин не задумывается о перспективе. Логика проста - если обвалится добыча, резко сократится и приток денег в бюджет. Нефтяники сократят закупки у металлургов и машиностроителей, что приведет к всплеску безработицы и концу планов импортозамещения в тех отраслях, где основным покупателем являются как раз нефтегазовые компании. Минфин вроде бы начал это осознавать. Начались цивилизованные переговоры о смене налоговой философии и переходе от взимания налогов в выручке к налогообложению прибыли. Минфин включился в практическое обсуждение новой схемы, стал предлагать вариант перехода на налог на добавленный доход с сохранением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). И вдруг - полный разворот ситуации. Опять возврат к простым решениям, которые только кажутся простыми, а на деле могут обернуться большими бедами.

Я вовсе не хочу представить нефтяные компании нищими с протянутой рукой. Готов согласиться, что возможности экономии у компаний есть. Когда, скажем, некоторые концерны спонсируют боксерские шоу в Венесуэле и просят налоговых скидок - это выглядит странно. Да, отрасль могла бы найти дополнительные резервы. Но у нефтяников нет заинтересованности бороться за эффективность - стоит показать новую прибыль, и ее тут же срезают в бюджет под любыми предлогами.

Самый разумный подход сегодня - подумать, как создать у нефтяной индустрии возможности для дополнительных инвестиций. Было бы более рационально, если бы правительство озаботилось не изъятием всего и вся у нефтяников, а созданием механизма гарантированных инвестиций в развитие нефтедобычи. Это принесло бы больше пользы, чем упорное пиление сука, на котором сидит половина нашего бюджета.

Кстати, наши соседи из Казахстана, который также является нефтедобывающей страной и сильно страдает от подешевевшей на мировом рынке нефти, решил снизить НДПИ для 70% нефтегазодобывающих компаний. Планируемое снижение ставки составит порядка 8%. Хотелось бы, чтобы и наши чиновники исходили из стратегических приоритетов, умели заглядывать в будущее и извлекать нужные уроки из прошлого.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Российская газета, 08.10.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики