Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Энергетическая отрасль нуждается в грамотном целеполагании»

«Энергетическая отрасль нуждается в грамотном целеполагании»

Вопрос разделения «Газпрома» на комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК не рассматривался, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Ожидалось, что на заседании во вторник «Роснефть» выступит с предложением радикальной реформы, которая включает выделение из «Газпрома» газотранспортной системы и либерализацию экспорта газа. Пока эта реформа крайне не продумана, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Долгожданное заседание президентской комиссии по ТЭК наконец-то состоялось. Однако, судя по первым оценкам, самым интересным оказалось не то, о чем говорили, а то, о чем не говорили. Если верить участникам, то не говорили о ситуации вокруг заморозки экспортной пошлины на нефть на уровне 42% в 2016 году, а также о структурных реформах на внутреннем рынке газа. Впрочем, меня это не сильно и удивило. Об одном говорить поздно, а о другом — рано. Поясню свою мысль.

Заседание комиссии по ТЭКу собрали тогда, когда бюджет на 2016 год уже передали в Думу. Так что решение по фиксации экспортной пошлины, считайте, принято, как и другие сходные меры вроде роста НДПИ на «Газпром». Отрасли они будут стоить примерно 300 млрд руб., поэтому налоги 2016 года обсуждать уже смысла не имеет.

Хотя мы понимаем, что тема вовсе не закрыта. И вообще сегодня отрасль как никогда нуждается в грамотном целеполагании. Возьмем нефтяной сектор. Давайте все же поймем, государство хочет наращивать добычу нефти или у него другие приоритеты? Минфин считает, что инвестиции в нефтянку не нужны, так как мешают диверсификации экономики, потому что нефть добывать несовременно, так как она никому скоро будет не нужна. Зачем тогда добыча в США выросла за пять лет в полтора раза — это никто объяснить не может. Видимо, там про конец эпохи нефти еще не знают. Ну да ладно.

Президент же напомнил нам, что 40% капиталовложений в стране приходится на долю ТЭК. Если их не будет, они точно будут вложены в другие сегменты народного хозяйства? Видимо, Путин в этом сомневается, раз сказал, что нужно обозначить источники финансирования увеличенных инвестпрограмм ТЭКа. Вот тут и подходим к вопросу о цели. Повторю вопрос: вы хотите, чтобы отрасль добывала больше? Если нет, тогда добейте ее налогами. Если да, то обеспечьте ее прокормом, то есть возможностью нарастить капзатраты. Налогами вообще очень многое регулируется. Хотите, скажем, удешевить топливо на внутреннем рынке — меняйте фискальный режим. Только решите вначале, что для вас в приоритете.

А теперь пару слов про газ. Вроде бы про необходимость реформы не говорит только ленивый, а я уверяю, что рано. Объясню свою логику: да тут ровно то же самое. Сначала объясните, зачем вам эта реформа, какая ее цель? Добывать больше газа? Так уже сейчас только у «Газпрома» профицит добычных мощностей в 170 млрд куб. м ежегодно. Расширить бизнес независимых производителей? Они и так за шесть лет нарастили поставки на рынок в два раза. Вот когда определимся с целью, тогда можно и за круглый стол садиться. Я лично вижу одну разумную цель — рост потребления газа и снижение цен на него на внутреннем рынке. Ни одна из существующих концепций реформы вообще это не ставит во главу угла. Но если у вас нет разумной цели, тогда лучше не спешить махать шашкой.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 28.10.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики