Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отношения России и Турции после выборов станут более прагматичными

Отношения России и Турции после выборов станут более прагматичными

Итоги парламентских выборов в Турции выглядят обнадеживающе для правящей Партии справедливости и развития — она одержала победу с почти 50% голосов. Второе место на выборах занимает Народно-республиканская партия (25,4% голосов), Партия национального движения (11,9%) и прокурдская Партия демократии народов (10,7%). Эти партии также проходят в парламент страны.

Предыдущие июльские выборы дали правящей партии еще меньше голосов, что не позволило ей в одиночку сформировать правительство. Разногласия привели к внутриполитическому кризису и назначению повторных выборов, которые и прошли в минувшее воскресенье.

При этом конституционного большинства, которое бы позволило усилить роль президента Реджепа Тайипа Эрдогана, правящей партии получить не удалось. «Для этого надо было получить больше 60%», — рассказал директор Исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. По его словам, турецкий президент, формально победив, по сути проиграл, поскольку ему не удалось, как он мечтал, перевести республику с парламентской формы правления на президентскую. Теперь вся полнота власти сосредоточена в руках премьера Ахмета Давутоглу, который в большей степени прозападно ориентированный политик, склонный к компромиссам и коалициям.

Что касается отношений с Россией, то в последнее время риторика президента Эрдогана была несколько агрессивной. На фоне ситуации в Сирии он заявил о возможном отказе Турции от российского газа и участия РФ в проекте АЭС «Аккую». Кроме того, страна подала на Россию иск в Международный арбитраж с требованием снизить цену на газ.

В «Газпроме» в этой связи выразили надежду, что спор будет урегулирован в досудебном порядке. Официальный Кремль в лице пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова заверил, что Москва по-прежнему заинтересована в продвижении сотрудничества с Анкарой и надеется, что того же хотят все политические силы в Турции.

При этом никаких объективных изменений в отношениях между двумя государствами нет, напомнил Станислав Тарасов. «Продолжаются контакты по „Турецкому потоку“, несмотря на сложности, связанные с формированием правительства. Президенты обеих стран последовательно проводят доброжелательную политику. Так, турецкий лидер был приглашен на открытие соборной мечети в Москве, стороны постоянно проводят телефонные консультации, контакты по линии МИД, все запланированные встречи остаются в силе, то есть, ничего негативного не происходит», — констатировал он.

По его мнению, целенаправленного разыгрывания российской карты в ходе выборов не было. «Звучали заявления оппозиции о том, что в случае прихода к власти они постараются пересмотреть соглашения с Россией, однако это можно воспринимать скорее, как предвыборный пиар. В целом турецкая оппозиция не выступает против сотрудничества с Россией. Турки всегда разделяли политику с экономикой, и сейчас ничего не изменилось», — уверен он. На сей раз определенные силы просто пытались прощупать, есть ли у населения активные антироссийские настроения. Но там больше присутствует антиамериканизм, а к РФ отношение в целом положительное благодаря масштабному турпотоку. Даже военное присутствие России в Сирии было воспринято позитивно — местные говорят, что Путин наведет там порядок, рассказал эксперт.

По большому счету, именно Путин и Эрдоган стали родоначальниками прорыва в торговых отношениях между двумя странами, что само по себе огромный плюс, рассуждает он. Результатом этого стали такие крупные проекты, как АЭС «Аккую», «Турецкий поток» и другие.

Их будущее теперь зависит от действий нового правительства, которое сформирует правящая партия. Формально все препятствия для подготовки межправительственного соглашения по «Турецкому потоку» устранены, отметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «У Турции нет никаких оснований тянуть, технически все можно устроить. Другое дело, что за последний год с момента объявления о „Турецком потоке“ Анкара проявила себя непоследовательно с точки зрения экономических интересов. Сначала они просили дополнительные скидки, потом возжелали получить право перепродажи российского газа», — напомнил он.

В итоге газопровод «похудел» вдвое, в нем остались две ветки против изначально заявленных четырех. Этого хватит лишь для обеспечения нужд самой Турции и Балкан, а ведь она могла бы стать серьезным транзитером газа на рынки Центральной и Южной Европы. Теперь уже принято альтернативное решение о строительстве двух дополнительных ниток «Северного потока», и его никто пересматривать не будет, уверен Константин Симонов.

По мнению Станислава Тарасова, правительство Ахмета Давутоглу будет выстраивать прагматичную политику по отношению к России. Константин Симонов также надеется, что возобладает здравый смысл и расчет. «Что касается атомной станции „Аккую“, то для российского бюджета выгода этого проекта спорна, поскольку деньги в нее инвестируются на слишком долгий срок. Турецкая сторона тоже ничего не выиграет, если отдаст этот проект другому, поскольку любой подрядчик будет строить на своих, а не на ее условиях», — подытожил он.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 01.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики