Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: Польша против Германии

«Северный поток-2»: Польша против Германии

Почему новый балтийский проект «Газпрома» так раздражает некоторых членов ЕС

Проект «Северный поток-2» вновь подвергся суровой критике со стороны некоторых «крупных» европейских деятелей. Резко против планов строительства второй ветки газопровода по дну Балтийского моря выступили дуэтом латвийский министр экономики Дана Рейзниеце-Озола и премьер-министр этой страны Лаймдота Страуюма, сообщает информационный портал Евразия Daily.

Основные претензии представителей правительства Латвии сводятся к тому, что реализация планов «Газпрома», в чем ему, согласно подписанному в сентябре во Владивостоке соглашению, будут помогать ведущие компании Европы, якобы «противоречит курсу ЕС на энергетическую независимость от России».

Ранее в том же ключе, напомним, высказывался президент Польши Анджей Дуда. Он заявил, что «Северный поток-2» «противоречит энергетической политике Евросоюза». И обещал сделать все, чтобы этот проект не был реализован.

Чем объясняется такая нервозность наших соседей? Только ли дело в том, что после сдачи в эксплуатацию второй балтийской трубы основным центром распределения российского газа станет Германия? А Украина, как страна-транзитер, отойдет на второй план?

— Латвию и Польшу можно понять, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Этот проект противоречит тому, что сама Германия еще недавно совсем навязывала европейским странам: «давайте диверсифицируем наш энергетический баланс», «давайте диверсифицирует источники поставок газа»… и т. д. Фактически это означало, не диверсифицируем, а давайте откажемся от российского газа и будем покупать его у какого-то другого поставщика.

Они это навязывали, прежде всего, странам Южной Европы, когда пытались отменить «Южный поток». И своего, в общем-то, добились — «Южный поток» исключили из реализации.

А сейчас, когда дело касается их интересов, и появилась возможность поучаствовать в транспортировке российского газа, они с удовольствием начинают к этому подключиться. Соглашение уже подписано, и все довольно интенсивно развивается. Германия для себя считает возможным участвовать в поставках российского газа и наращивать поставки российского газа. А всем остальным фактически это запрещает.

Естественно, это нервирует страны-транзитеры и страны Балтии. Но кроме такого психологического эффекта, есть еще эффект экономический.

«СП»: — Поясните?

— Это означает, что, допустим, Польша, которая сама могла стать транзитером российского газа в европейские страны, от этого отказалась как раз-таки под нажимом вот этой идеологии общеевропейских ценностей. Потому что «Газпром» конкретно предлагал полякам построить ответвление от действующего трубопровода «Ямал — Европа -2». В этом случае по территории Польши газопровод выходил бы на юг и запитывал те страны, которые находятся фактически чуть западнее Украины.

Таким образом, можно было бы отказаться от дополнительных морских газопроводов и пускать газ фактически в обход Украины через Польшу. И Польша при этом имела бы большие транзитные прибыли. Только за то, что у них лежит труба.

Однако под нажимом Брюсселя Варшава отказалась, транслируя эти известные тезисы «об альтернативных источниках», «о диверсифицированных поставках» и т. д.

А сейчас Польша осталась фактически «с носом». То есть, без трубы. А газ из Германии предлагают раздавать опять по всей Европе.

К тому же, если бы поляки согласились стать транзитерами, то они бы имели возможность снабжать возрастающие потребности Северо-Западной Европы.

«СП»: — А как же Норвегия?

— На Северо-Западе сейчас потребуются дополнительные объемы газа. Потому что добыча в Северном море на всех участках — голландском, британском, норвежском — катастрофически падает.

И, соответственно, кто мог бы запитывать европейский Северо-Запад дополнительными объемами газа? Либо Польша… Либо прибалтийские страны, которые сейчас активно строят СПГ — терминалы для сжиженного газа.

А теперь, если Германия построит «Северный поток-2»: пожалуйста, вот вам дешевый газ!

Польша и страны Балтии будут совершенно невостребованными со своим хранилищами сжиженного газа, потому что он неконкурентоспособен по цене с трубопроводным российским газом. Он примерно в полтора раза дороже. И кто его возьмет? Никто, естественно.

Вот две составляющие паники: их обманули риторикой иерархической политики ЕС. И второе — фактически лишают прибыли, на которую они рассчитывали. Ведь только на строительство терминалов СПГ они потратили миллионы долларов. А еще подписали совершенно невыгодные для себя контракты. Литва — с «Statoil». Польша — с Катаром, где газ вообще в два раза дороже, чем российский. Но они покупать его обязаны.

Теперь же оказывается, что идеологическая подоплёка этих контрактов и экономическая перечеркиваются действием Германии, Франции и остальных участников «Северного потока-2».

«СП»: — Но Польша, получается, сама виновата. Незачем было ставить политические амбиции выше экономических смыслов…

— Естественно, сейчас бы этих «дерганий» не было. Политизация газовой отрасти является основной проблемой в российско-европейских отношениях. Если исходить с позиции экономики, то ЕС надо бы наращивать поставки российского газа — и все.

Это единственный надежный поставщик, который имеет возможность наращивать сегодня объёмы поставок. В отличие от того же Алжира, нестабильного с точки зрения социально-политической ситуации. В отличие от Норвегии, где падает добыча газа и нефти.

Но этого не происходит именно по политическим мотивам. Потому что чиновники в Брюсселе продвигают энергетическую политику, которая основана на том, чтобы дискриминировать российский газ.

А в Польше политики, как известно, набирали на этой антироссийской риторике очки. И теперь вынуждены реализовывать свои обещания. Но все это только завело их в ловушку.

Я уже говорил, что они подписали сверхневыгодный контракт с Катаром. По-своему этот контракт уникален. Согласно договоренностям, поляки должны были покупать катарский газ еще в 2014 году. Но если они не покупают этот газ, то Катар продает его в азиатские страны. Причем если там ему дают меньшую стоимость, чем в контракте с Польшей, Варшава обязана компенсировать разницу. То есть, доплатить, чтобы Катар не понес убытков. Вы ничего не покупаете, но еще и доплачиваете. Это нонсенс. При том, что Россия им предлагает любые объемы газа. По любым ценам. Пожалуйста, закупайте, и будет вам счастье.

Нет, они предпочитают не признавать собственных ошибок, копить злобу и обвинять во всем Россию.

Председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный, в свою очередь, не видит смысла обращать внимание на истерику некоторых европейских политиков:

— Есть в Евросоюзе страны, которые на любой вопрос, который касается России, реагируют очень нервно. Это страны Прибалтики. Это Польша. Мы это знаем. И относимся к тому спокойно.

Главное, им самим стоит понять одну вещь — этот проект не направлен против каких-то европейских стран. Ни против Латвии, Эстонии и Литвы. Ни против Польши. Мы предлагаем сотрудничество, которое принесет пользу всем европейским странам.

Если бы Польша в свое время не отказалась от строительства ветки «Ямал-2», сегодня она получила бы кроме повышения своей энергобезопасности еще и коммерческую выгоду за транзит.

«СП»: — А какая ей польза, если «Северный поток-2» не состоится?

— Думаю, Варшава делает эти резкие заявления из ложной солидарности с Украиной, которая в случае реализации проекта теряет доходы от транзита.

С другой стороны, нельзя не понимать, что «Северный поток-2» значительно повышает энергобезопасность Европы, именно потому, что газ теперь пойдет в обход Украины.

Потому что Украина как транзитер давно стала «головной болью» и Европы, и России. И никто не может быть уверен, что она будет выполнять свои обязательства полноценно. Второе — система ГТС Украины стареет и деградирует. Надежность ее снижается, и, соответственно, снижается надежность поставок в Европу. А это 60−65 млрд. кубометров топлива в год. И риски год от года только нарастают.

А уж то, как Киев себя ведет с партнерами — это вообще разговор отдельный.

Но дело вовсе не в Польше и не в Украине. Единственная сторона, которая может влиять и влияет реально, это наши американские «друзья». Через Болгарию, они смогли заблокировать «Южный поток». Но надеюсь, Германия с ее прагматизмом на это не пойдет. Поскольку понимает, что этот проект — это вопрос ее энергобезопасности.

Понятно, что Америка будет делать все, чтобы Европе плохо жилось. Чтобы поссорить Европу с Россией. Будет продолжать ссорить разными способами и разными путями. А поскольку сегодня основными адептами прямого американского влияния являются Польша и прибалтийские страны, они-то и будут больше всех кричать.

Но, как я понимаю, пока есть политическая воля руководства Германии, Франции и Великобритании (они тоже заинтересованы в реализации этого проекта), и есть интерес международного бизнеса. А бизнес всегда прагматично мыслит, понимая, что напряжённость политическая пройдет, а жить надо.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 03.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики