Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Брачные игры» министров с нефтяниками

«Брачные игры» министров с нефтяниками

Отношения правительства и «нефтянки» становятся похожи на фарс

В коллекции странных предложений Минэкономразвития (МЭР) пополнение. Еще совсем недавно ведомство предлагало изыскать 600 млрд руб. за счет отмены налоговых льгот для нефтяных компаний. В итоге последним удалось упросить правительство не увеличивать финансовую нагрузку больше чем на 200 млрд руб., еще около 100 млрд руб. придется в 2016 году заплатить «Газпрому» в виде дополнительного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Но даже несмотря на такие «жертвы», в бюджете России по-прежнему зияет дыра примерно в 1 трлн руб., которую МЭР вновь предложило наполнить… за счет нефтяников. Правда, на этот раз им предлагается сделать это добровольно. В искренность такого предложения в отрасли не верят.

Диалог глухих

Суть новой инициативы ведомства Алексея Улюкаева сводится к тому, чтобы продавать нефтяникам льготы на разработку истощенных месторождений в Западной Сибири. Притом речь идет не о самых истощенных участках, которые и сегодня получают льготу до 70% от НДПИ, а о тех, которые еще могут поработать лет 10–15, то есть истощены менее чем на 80%. Сегодня добыча на этих участках снижается примерно на 3–4% в год в связи с тем, что инвестировать туда невыгодно.

Согласно логике министерства, платные льготы, с одной стороны, позволят наполнить казну, с другой — принесут дополнительные налоговые поступления в более отдаленной перспективе, после того как нефтяники предположительно инвестируют те средства, которые им удастся сэкономить. То есть речь идет о всесторонней выгоде для государства, что хорошо. Но при этом Улюкаев явно забывает о выгоде тех, кто должен приобретать «налоговые фьючерсы».

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, сейчас наблюдается институциональный кризис доверия к экономической и налоговой политике властей. В такой ситуации платить за будущие поблажки просто рискованно — можно не вернуть даже вложенные средства. Тем более что в своих предложениях, представленных на президентской комиссии по ТЭК в октябре, МЭР даже не прописал механизмы какого-либо законодательного регулирования новых льгот, не говоря уже о том, какие гарантии получат их покупатели. В общем, предложение МЭРа, которое, кстати, в «ЛУКОЙЛе» откровенно назвали сырым, отлично продемонстрировало полное отсутствие взаимного доверия между бизнесом и экономическим блоком правительства, что делает подобные инициативы заведомой имитацией заботы о бюджете. Многое также говорит о профессиональных качествах наших чиновников и шкале приоритетов нефтедобытчиков и прочих недропользователей (интересы страны и экономическая устойчивость государства в нее вряд ли попали).

Дай миллион

Цена вопроса для нефтяников — в случае если инициатива МЭР будет поддержана — составит 20–30 млрд долларов за 2016–2018 годы. На сегодняшний день деньги на подобные приобретения есть только у «Сургутнефтегаза», на счетах которого скопилось более 30 млрд долларов, а также у «ЛУКОЙЛа», однако последний еще и проводит масштабную инвестпрограмму. Что же касается «Роснефти», то компания сейчас сильно закредитована и вряд ли смогла бы поучаствовать в пополнении бюджета таким способом.

Тем не менее МЭР настаивает на том, что выгода для компаний превысит все затраты, и заключается она в сохранении налогового режима на 5–10 лет вперед. В этом подходе — вся суть абсурдной политики МЭРа по отношению к бизнесу, в которой все основные экономические понятия и закономерности искажены или вовсе поставлены с ног на голову. Ликбез для министерства: стимулировать инвестиции в национальную экономику возможно лишь при условии стабильных правил игры. А у нас наоборот: Россия рискует стать первой страной мира, в которой компаниям придется эту стабильность покупать.

Кстати, генеральный директор одной из компаний, близкой к экономическим властям, без обиняков заявил «Русской планете», что инструмент продажи налоговых льгот может оказаться интересной идеей — если компании смогут торговать налоговыми преференциями между собой. И никого особо не волнует, что свободная торговля государственными (!) льготами уже в обозримой перспективе приведет к гораздо более серьезным дырам в бюджете, чем те, которые сегодня пугают главу МЭРа Алексея Улюкаева и Минфина Антона Силуанова.

Министерство мусора

«Эта инициатива — очередной раунд борьбы между Минфином, с одной стороны, и МЭРом — с другой в дискуссии, где взять деньги при сокращающихся доходах от нефтегазовой отрасли», — предположил Федор Жердев, начальник отдела промышленной политики RAEX (Эксперт РА). По его словам, скорее всего, в конкретный нормативный акт она так и не выльется. «Дело до практической реализации этой инициативы может и не дойти. Возможно, будут придуманы более оптимальные механизмы, чем такие усложнения», — соглашается руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. И, кажется, это и есть главная задача чиновников от экономики на данный момент — максимально все усложнить. Сыпать дурацкими и запутанными инициативами, обсуждать их, дорабатывать и перерабатывать, спорить с другими ведомствами — и в конечном итоге ничего не делать. А со стороны кажется, что в правительстве идет напряженнейшая работа над поисками путей выхода из кризиса.

Кроме того, бесконечный поток бестолковых идей отлично справляется с задачей «замусоривания» информационного поля и в конечном итоге общественного сознания. За этой кучей мусора как бы и не видно одного простого и очевидного, но единственно верного решения сразу двух проблем: налогообложения «нефтянки» и увеличения доходов бюджета. Это национализация отрасли и передача всей прибыли (именно всей, а не части, как это происходит сейчас) от извлекаемых из наших недр ресурсов в казну. Только при таком раскладе выиграет страна, а не чьи-то частные интересы. И именно по этой причине и чиновники и нефтяники делают все, чтобы этого не случилось.

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 12.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики