Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Надо пытаться использовать формируемое одиночество Китая»

«Надо пытаться использовать формируемое одиночество Китая»

В Маниле стартовал саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Россию на мероприятии представляет премьер-министр Дмитрий Медведев, а не президент Владимир Путин. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснил это удобством для российских политиков, поскольку у Медведева были запланированы в регионе дополнительные визиты. На деле решение Путина не лететь в Манилу объясняется тем, что Россия сомневается в эффективности формата АТЭС, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Саммит АТЭС стартовал. Ну, все мы знаем, что экономический рост переместился в Азию, что там динамично растет и промпроизводство, и потребление любимых нами энергоносителей. Да и политическая конъюнктура способствует более пристальному взгляду на азиатские страны. Хотя наш разворот на Восток начался еще до санкционных историй. Вспомните хотя бы саммит АТЭС во Владивостоке — это же 2012 год! Но уже тогда мы говорили про восточный вектор нашей политики и, главное, экономики. Однако все заинтригованы тем, что вместо Путина в Манилу поехал Медведев, а Путин ограничился большой статьей о значимости Азии. Но это говорит вовсе не о том, что мы разочаровались в развороте на Восток, а только о раздумьях относительно перспективности формата АТЭС.

После подписания соглашения о Транс-Тихоокеанском партнерстве конфигурация сил в регионе изменилась. Стало очевидным, что США создают систему экономической изоляции Китая. Видны и военные искры между двумя гигантами — возьмите скандальное решение США отправить военный корабль на патрулирование вод рядом с китайскими искусственными островами по принципу «где хотим там и плаваем». Китай пытается найти ответные варианты, о чем говорит недавний саммит лидеров Китая, Японии и Южной Кореи, который, между прочим, не проводился три года из-за разногласий между странами. Но диалог с Кореей и Японией вовсе не означает формирования тройственного союза. Китая в регионе опасаются и поэтому все равно надеются на политическую поддержку США.

Что же касается России, то нас США в партнеры не зовут. То есть формально Россия и Китай получили приглашение вступить в переговоры об участии в Транс-Тихоокеанском партнерстве, но на таких условиях, что сразу понятно, что этого в ближайшем будущем не будет. Нас также отсекают и от Европы — через формирование другой зоны свободной торговли, между США и ЕС. Выходит, что нам оставляют в союзники как раз Китай. Собственно, мы на него и делаем ставку. Ну еще на Индию. Но понятно, что этого недостаточно.

Китай не забывает о своей выгоде. Вам не хватает кредитов? Пожалуйста, но по более дорогой ставке. Инвестиции и в ваши проекты? Давайте, но с нашими подрядчиками. И так далее. Поэтому нам тоже нужно уравновесить Китай, в том числе, кстати, и как покупателя энергоносителей. Тем более что есть и та же Индия, да и Корея с Японией. Япония, скажем, традиционно делает ставку на поставщиков из Персидского залива, а там есть риски судоходства через Малаккский пролив. Саудиты наращивают поставки нефти в Европу, а мы отвечаем на это ростом экспорта в Азию. Новый сорт нефти ESPO неплохо конкурирует с сортом Dubai.

Диверсификация — модное словечко — не помешает и нам. Просто вряд ли этим можно заниматься на таких площадках, как саммит АТЭС. Там велико и американское влияние, и слишком много протокольных вопросов в программе. Но курс верный. Надо пытаться использовать формируемое одиночество Китая, не забывая о других партнерах в этом регионе.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Коммерсантъ ФМ, 18.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики