Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Черное золото» ИГИЛ: как террористы зарабатывают на нефти

«Черное золото» ИГИЛ: как террористы зарабатывают на нефти

На саммите двадцатки президент России Владимир Путин отметил, что необходимо предотвращать незаконную продажу и получение террористами доходов от нефти и нефтепродуктов. ПолитологКонстантин Симонов рассказывает о масштабах нефтяного бизнеса запрещенной в России террористической организации ИГИЛ.

Кто покупает нефть у террористов, какая доля мировой добычи им принадлежит, и какими маршрутами черное золото попадает на рынки США – на все эти вопросы эксперт дает подробные ответы.

По версии ООН и других международных структур, именно нефть является основным источником доходов ИГИЛ, хотя я бы насчет основного источника усомнился и свою версию главного финансового ресурса скажу в конце, но сейчас разговор пойдет именно о нефти.

Получив доступ к Иракской территории, к территории Иракского Курдистана, да и к территории Сирии ИГИЛ получил доступ и к нефтяным месторождениям, так как ни для кого не является секретом, что данный регион богат нефтью. Тем самым ИГИЛ стал производителем нефти и даже имеет определенную инфраструктуру, что касается и переработки нефти, и транспортной инфраструктуры – у ИГИЛ есть даже небольшая система нефтепроводов.

При этом не стоит воспринимать ИГИЛ как какого-то гиганта на рынке нефти, потому что некоторые горячие аналитические головы рассказывают, будто из-за нефти ИГИЛ происходят изменения мировых цен на нефть. Это все-таки не такой масштабный игрок на этом рынке. Но нужно понимать, что даже с точки зрения террористической организации на нефти можно заработать достаточно приличные деньги. По оценкам западных инвесторов, которые совпадают и с оценками российского правительства, производство нефти у ИГИЛ достигает примерно 40-50 тысяч баррелей в сутки. Но, на самом деле, с точки зрения мирового производства – это примерно 0,05% от мировой годовой добычи.

Существуют и разные возможности приобретения этой нефти. Можно ее покупать на скважине, можно на турецкой границе или в иранских портах. Соответственно, существует разная система ценообразования, но ИГИЛ, конечно же, продает эту нефть с большим дисконтом. По моим примерным подсчетам, ИГИЛ в год на торговле нефти зарабатывает около 275 млн долларов. Для кого-то эта сумма покажется не такой космической, но деньги на самом деле большие.

Считается, что одни из основных покупателей находятся в Турции. Туда тянутся многочисленные самодельные нефтепроводы, они зарыты на небольшой глубине в полях и подходят к ближайшим турецким населенным пунктам. Там, где нет нефтепроводов или они разрушены, боевики активно используют автоцистерны, колонны которых растягиваются на десятки километров.

По данным ряда СМИ, в Ираке и Сирии, а также в приграничных зонах действует несколько крупных рынков, где любой желающий может купить одну или сотню бочек нефти. Точно отследить маршруты нелегального топлива крайне сложно, боевики тщательно охраняют всю инфраструктуру. Предполагается, что нефть в разных районах попадает почти во все соседние страны, а оттуда на танкерах поставляется по всему миру, в том числе в США. Однако официальных доказательств нет.

Здесь мы не можем не сказать о партнерах ИГИЛ, без которых торговля нефтью была бы невозможна. Прямо скажем, желающих покупать нефть прямо на месторождениях очень мало. Естественно, основная часть покупателей этой нефти находится рядом с турецкими портами, куда эта нефть поступает. И схема проста до безобразия.

Грузовиками нефть везут в Турцию, там она спокойно переправляется через границу, дальше следует до турецких портов, а там происходит ее «очистка», то есть один рейдер перепродает ее другому. Уже позже в турецком порту ее приобретают европейские трейдеры. На вопрос, зачем вы покупаете нефть у террористов, они отвечают, что покупают не у террористов, а у турецких компаний

Но будем откровенны, основные деньги ИГИЛ получает не от нефти, а от своих доноров, таких государств как Саудовская Аравия и Катар. Именно эти страны являются главным источником финансового могущества этой террористической организации. От них террористы получают гораздо больше денег, чем от продажи нефти.

Источник: Экономика сегодня, 21.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики