Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» оценил наземную часть «Северного потока – 2» в 217 млрд рублей

«Газпром» оценил наземную часть «Северного потока – 2» в 217 млрд рублей

В ценах текущего года затраты могут составить 242,5 млрд рублей

 

Первый стык газопровода Ухта – Торжок – 2, наземной части маршрута «Северный поток – 2», был сварен 27 октября 2015 г. в присутствии предправления «Газпрома» Алексея Миллера и президента России Владимира Путина (он участвовал в церемонии по видеоконференцсвязи). А в минувшую пятницу «Газпром» впервые оценил затраты на строительство этого газопровода: цифра указана в документах компании для инвесторов – 217 млрд руб. в ценах 2010 г., когда была разработана проектная документация. Протяженность Ухта – Торжок – 2 – 970 км, получается, стоимость 1 км «Газпром» оценил в 223,7 млн руб.

Первая очередь с восемью компрессорными станциями действует с 2012 г. Затраты на нее «Газпром» оценивал в 2011 г. (в ценах 2009 г.) в 234 млрд руб., стоимость 1 км составляла 241 млн руб. Получается, за год, с 2009 по 2010 г., строительство подорожало менее чем на 3%. В ценах текущего года вторая очередь трубопровода может стоить 250 млн руб. за 1 км, или 242,5 млрд руб. в целом, подсчитал замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач

Мощность второй очереди должна составить 45 млрд куб. м газа в год, на маршруте разместятся восемь компрессорных станций. Закончить проект газовая компания планирует до конца 2019 г. Трубопровод призван связать третью и четвертую нитки «Северного потока – 2» с Бованенковским месторождением, суммарные запасы которого оцениваются в 26,5 трлн куб. м газа, а годовая добыча составляет 115 млрд куб. м, говорится в документах «Газпрома» (см. карту). По среднему курсу января 2010 г. проект стоит $7,2 млрд, или 5,1 млрд евро, так что 1 км газопровода обошелся бы компании в $7,5 млн, или 5,2 млн евро, – заметно меньше, чем 1 км «Южного коридора» ($9,5 млн), обращает внимание директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

«Северный поток – 2» необходим «Газпрому» для поставок газа в Европу в обход Украины, напоминает портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. Построив Ухта – Торжок – 2, компания должна проложить еще около 800 км на участке Грязовец – Усть-Луга, стоимость этого перехода будет сопоставима – около 200 млрд руб., считает Гривач.

Параллельно «Газпром» строит трубопровод для поставок газа в Европу по южному маршруту. Он уже потратил 253 млрд руб. (из общего бюджета в 715 млрд руб.) на «Южный коридор», по которому, как предполагалось первоначально, газ должен был пойти в трубопровод «Южный поток» до Болгарии. После того как власти ряда восточноевропейских стран не согласовали маршрут, проект был переименован в «Турецкий поток»: по первым двум его ниткам газ должен пойти в Турцию и Европу (через Грецию). Правда, с Турцией договора о строительстве этого маршрута пока нет.

Поскольку «Газпрому» пока не нужна большая пропускная способность на сухопутном участке «Южного коридора» до Анапы, компания решила переправить трубы большого диаметра, еще не уложенные на этом маршруте, на проект Ухта – Торжок – 2, рассказывали «Ведомостям» три близких к трубным компаниям человека и представитель «Газпрома». Неиспользованными остались около 380 км труб, предполагается, что их переброска на площадки северного проекта начнется к концу 2015 г. и завершится к концу II квартала 2016 г.

Контракта на поставки газа в Европу по третьей и четвертой ниткам «Северного потока» у «Газпрома» пока нет, напоминает Вахрамеев из GL Financial Group. Но, очевидно, есть понимание, что вторая часть «Северного потока» нужна Европе и под это нужно развивать внутреннюю инфраструктуру.

 

Автор: Виталий Петлевой

Источник: Ведомости, 22.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики