Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как нам поможет иранский газ

Как нам поможет иранский газ

Россия и Иран скоординируют действия на мировом топливном рынке

Владимир Путин принял участие в работе Форума стран — экспортеров газа в Тегеране. Членами объединения являются 12 государств, на которые приходится около 79% мировых запасов газа и почти половина глобального газового экспорта. Именно поэтому форум и называют «газовой ОПЕК».

Не только оружие

В ходе однодневного визита российский президент провел переговоры с президентом Ирана Хасаном Рухани и верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи по широкому кругу вопросов, прежде всего экономических.

В ходе встречи с Али Хаменеи стороны обсудили весь комплекс вопросов двустороннего сотрудничества в таких сферах, как торгово-инвестиционное взаимодействие, атомная энергетика, добыча нефти и газа, поставки военной техники из РФ. Были затронуты и наиболее актуальные международные проблемы, прежде всего урегулирование конфликта в Сирии и борьба с запрещенной у нас группировкой «Исламское государство».

За встречей лидеров РФ и Ирана без преувеличения наблюдал весь мир. Ведь Россия, как известно, являлась одним из инициаторов разрешения разногласий по иранской ядерной программе и снятия с этой страны международных экономических санкций. Теперь же Москва начинает получать от этого не только политические, но и экономические дивиденды.

В первую очередь Россия усилит торговые связи с Ираном, в том числе за счет большего использования национальных валют во взаиморасчетах. «Мы намерены наращивать динамику наших торговых связей», — заявил Владимир Путин по итогам переговоров.

Будет продолжено и сотрудничество в области инфраструктурных объектов. В частности, как напомнил российский президент, на полную мощность вышел первый блок АЭС «Бушер», в ближайшее время начнется строительство еще двух очередей. В то же время ОАО «РЖД» планирует заняться строительством участка дороги Гармсар — Инче-Бурун длиной 495 км.

Но основными сферами, в которых экономические отношения двух стран до сих пор развивались особенно эффективно, были и остаются военно-техническое сотрудничество и атомная энергетика. Как бы в подтверждение этого в день визита в Иран российского президента РФ начала процедуру поставки комплексов ПВО С-300 Ирану, а также разрешила поставки оборудования и технологий для модификации иранского ядерного объекта «Фордо» и реактора в Араке. 

За сохранение правил игры

В последнее время все более актуальной в отношениях Москвы и Тегерана становится нефтегазовая проблематика. По словам Владимира Путина, потребность в газе в мире увеличится к 2040 году на 32% (до 4,9 трлн м3. —РП.). При этом, по словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, согласно предварительному проекту национальной Энергетической стратегии на период до 2035 года, добыча природного газа может быть увеличена на 40% (с 639 млрд м3 в 2014 году до 885 млрд м3), в том числе за счет повышения производительности существующих месторождений, освоения новых районов добычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, разработки шельфовых и сланцевых залежей. Иными словами, Россия намеревается не только сохранить, но увеличить свое влияние на глобальном газовом рынке.

По мнению Путина, потребители должны разделить инвестиционные риски с производителями. На практике это предполагает поставки по долгосрочным контрактам с заранее оговоренными правилами игры. Цена «голубого топлива» по многолетним трубопроводным контрактам сегодня зависит от мировых котировок нефти сорта Brent, а за отклонения от прогнозного потребления в ряде случаев предусмотрены штрафные санкции. Все это позволяет оправдать колоссальные вложения в инфраструктуру: газопроводы, заводы по сжижению природного газа, танкерный флот, не говоря об инвестициях в разведку, бурение новых скважин и поддержание работоспособности действующих месторождений. Как отметил президент РФ, за энергобезопасность должны платить как страны-экспортеры, так и страны-покупатели.

Совместные интересы

Российский лидер обратил внимание на то, что рост потребления открывает большие возможности для наращивания производства и экспорта газа, в том числе сжиженного природного газа (СПГ). Поэтому в планах российской газовой отрасли — утроить продажи СПГ на мировом рынке (до 60 млн тонн. — РП.) в обозримой перспективе и активизировать сотрудничество в поставках газа со странами Азии.

В свою очередь, Хасан Рухани заявил, что Иран после снятия санкций тоже планирует экспортировать газ в Европу и Азию. По данным британской компании BP, у Ирана есть большой потенциал, чтобы стать одним из крупнейших газовых производителей: запасы природного газа в стране составляют 34 трлн м3, а это около 18% всех мировых запасов «голубого топлива». Впрочем, как считают эксперты, это вовсе не означает, что наши страны должны лишь конкурировать друг с другом и не найдут точек для взаимовыгодного сотрудничества.

По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, стратегическая роль Ирана будет возрастать в связи с выходом страны из-под санкций, и ему в любом случае придется договариваться с Россией, чтобы сосуществовать на газовом рынке. Кроме того, стране потребуется привлечь масштабные инвестиции, прежде всего в нефтегазовую отрасль, в последнее время не пользующуюся «спросом» у инвесторов. Так что друзья Ирану очень пригодятся.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что сегодня все производители газа в мире испытывают трудности, связанные с невозможностью спрогнозировать потребление на долгосрочную перспективу. При этом строить газовые трубы за миллиарды долларов приходится уже сейчас, и это прежде всего риск для экспортеров. Поэтому-то, по словам эксперта, странам-производителям просто необходимо координировать совместные усилия. Проще говоря, действовать заодно. К примеру, РФ и Иран могли бы поставлять газ в Европу через Турцию, тем самым разделив финансовые риски и формально подпав под требования Третьего энергетического пакета в плане конкуренции нескольких поставщиков в рамках одной трубы, что создает много сложностей «Газпрому» при работе на европейских рынках. Также интересным могло бы быть участие российских компаний в разработке гигантского иранского газового месторождения «Южный Парс» и других участков добычи углеводородов. 

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 24.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики