Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий прагматизм разбился о зависимость от кого-то очень сильного»

«Турецкий прагматизм разбился о зависимость от кого-то очень сильного»

Президент Турции потребовал уважать право страны на защиту своих границ. С таким заявлением Реджеп Тайип Эрдоган выступил в связи с крушением российского бомбардировщика Су-24, который был сбит накануне турецкими истребителями на границе с Сирией. По словам турецкого лидера, Анкара предприняла все необходимые усилия, чтобы предотвратить этот инцидент. Действия Турции обернутся для нее политической катастрофой, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Наши политические противоречия с Турцией не являются неожиданными. Мы уже давно расходились в оценке режима Асада и необходимых действий в отношении «Исламского государства» (террористическая организация; запрещена в России. — "Ъ-FM"). И когда в ноябре прошлого года мы договорились с Турцией о строительстве газопровода, получившего впоследствии название «Турецкий поток», я, не скрою, воспринял это как пример прагматизма турецкой стороны. Как способность отделить политику от экономики. Прошедший год, и особенно вчерашний день, показывают, что я был слишком оптимистичен. Увы, прагматизма не получилось. Это стало понятно задолго до сбитого самолета. И нам приходилось принимать соответствующие решения. Две нитки газопровода, скажем, перенесли в Германию. Но вряд ли мы ожидали столь рискованного демарша Турции. И вопрос уже не в том, что Турция создает себе серьезные экономические проблемы. Ну, скажем, очень сложно заменить поставщика 60% газа для твоего рынка. И где найти быструю замену трем миллионам российских туристов, ежегодно там отдыхающих? Ну там еще много чего есть в списке.

Речь идет о гораздо большем. Турция играет с огнем, и это уже какой-то антипрагматизм – ну просто отказ от всех рациональных мотивов. Путин уже обещал ответ, и это было ожидаемо. Не исключено, что Россия поставит в Сирию системы ПВО и будет уничтожать турецкие самолеты, залетающие на территорию Сирии. НАТО признало право Турции уничтожать самолеты, залетающие на ее территорию. Такое же право Сирия может делегировать нам. Естественно, будут нанесены более мощные удары по боевикам на территории Сирии. Совершенно не исключено, что мы поддержим проект создания независимого Курдистана. Что чревато полноценной политической катастрофой для Турции.

И Турция решилась на такие риски, банально надеясь отсидеться за щитом НАТО? Без настойчивой просьбы кого-то внешнего и очень сильного? Который, кстати, обучил почти всю военную верхушку Турции? Сомнительно. Видимо, об эту зависимость и разбился весь турецкий прагматизм.

Вообще как только намечается варианты нашей кооперации с ЕС, тут же происходит какая-нибудь гадость. Тут поневоле задумаешься, что любыми путями наш альянс с Европой пытаются разорвать. И это явно не уровень Турции. Которая, увы, рискует стать разменной монетой.

А ведь в последнее время европейцы заговорили о необходимости более серьезной кооперации с Россией в вопросе борьбы с ИГИЛ. Нужно было дождаться жутких терактов в Париже и перевести некоторые города на полувоенное положение. Но пока еще не все вопросы заданы. Скажем, такой. Как можно бороться с террористической организацией, не думая об источниках ее финансирования? Почему США и союзники долгое время не бомбили нефтяную инфраструктуру ИГИЛ и автоколонны, перевозящие нефть в Турцию? Их невозможно не заметить – караваны растягивались на 5-6 километров, нефть гнали в Турцию совершенно открыто. А потом эта нефть продавалась через турецкие порты. И на это никто не обращал внимания. В общем, Европе все же придется определиться с реальными и мнимыми врагами. Нам приходится делать ровно то же самое.

Опубликовано: Коммерсантъ ФМ, 25.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики