Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия может отказаться от строительства «Турецкого потока»

Россия может отказаться от строительства «Турецкого потока»

Замораживание проекта означает, что Украина еще долго останется транзитной страной для «Газпрома»

В последние годы «Газпром» усиленно искал способ отказаться от транзита газа для Европы через Украину. Одним из таких проектов был «Турецкий поток», который пришел на смену «Южному потоку».

«Это [«Турецкий поток»] один из крупных инвестиционных проектов, и он точно так же попадает под действие закона о специальных ограничительных мерах [в отношении Турции]», – сказал в четверг министр экономического развития Алексей Улюкаев. Ограничения Россия вводит в ответ на атаку турецких ВВС на российский бомбардировщик Су-24, участвовавший в операции против запрещенного в России «Исламского государства». «Давайте подождем и не будем обсуждать детали. В любом случае все решения, все предложения – они будут обсуждены в правительстве», – сказал несколькими часами позже министр энергетики Александр Новак. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.

Всего «Газпром» в Европу и Турцию поставляет 140–160 млрд куб. м газа в год. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока» (строительство второй только началось) – 55 млрд куб. м газа в год (см. карту). Его задача – обеспечить максимально надежное снабжение газом потребителей Западной Европы. А его использование исключает возможные политические риски, отмечал «Газпром». Газ в Европу также идет по трубопроводу Ямал – Европа (32,9 млрд куб. м). На юге «Газпром» через Черное море по «Голубому потоку» (16 млрд куб. м) поставляет газ в Турцию. Через Украину «Газпром» может поставить около 50 млрд куб. м.

«Южный поток» должен был заменить украинский транзит. Но в декабре 2014 г. Болгария отказалась дать разрешение на его строительство из-за отказа «Газпрома» допустить к трубе сторонних поставщиков в соответствии с нормами Третьего энергопакета. Тогда «Газпром» заявил, что вместо «Южного» будет строить «Турецкий поток». Его сооружение «Газпром» оценивал в 11,4 млрд евро. По новому проекту «Газпром» планировал провести четыре нитки общей мощностью 63 млрд куб. м. По одной из них газ поставлялся бы только в Турцию (14 млрд куб. м), а остальные предназначались бы для Европы.

Турецкая Botas хотела получить скидку на газ по новому трубопроводу в 10,25%. «Газпром» настаивал, что скидка может быть предоставлена только после подписания межправсоглашения о строительстве.

Транзитный договор с Украиной истекает в 2018 г. Для «Газпрома» и бюджета выгоднее сохранить украинский транзит, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: экспорт по «Турецкому потоку» привел бы к сокращению прибыли и, соответственно, доходов бюджета. Да и мощностей для отказа от транзита пока нет, добавляет замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Газпром» может реанимировать переговоры с Румынией и даже Болгарией, но реализация «Южного потока» маловероятна, говорит Корчемкин. «Газпром», правда, успел истратить на подготовку к поставке газа по южному маршруту $15–18 млрд, большая часть которых досталась подрядчикам строительства «Южного коридора» – наземной российской части «Южного потока» и «Турецкого потока», добавляет эксперт. Проблема с реанимацией «Южного потока» еще и в том, что если будет реализован «Северный поток – 2», то непокрытыми останутся только Болгария, Греция и Турция, говорит Гривач. Если по «Южному потоку» газ будет поставляться только для Болгарии и Греции – около 2,5 млрд куб. м в год, – то для них он будет «золотым», подчеркивает эксперт. Представитель Еврокомиссии комментировать возможность возврата к строительству «Южного потока» отказался, напомнив, что это «Газпром» аннулировал проект.

Автор: Иван Песчинский

Источник: Ведомости, 27.11.2015 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики