Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сопротивление «Северному потоку-2» и дальше будет ожесточенным, но рассчитываю, что рациональный подход возобладает

Сопротивление «Северному потоку-2» и дальше будет ожесточенным, но рассчитываю, что рациональный подход возобладает

Девять стран Восточной Европы заявили о намерении блокировать проект расширения газопровода «Северный поток». Письмо от государств, выступающих против проекта, поступило в Еврокомиссию. Страны, в число которых входят Польша и Словакия, выражают опасение, что проект усилит зависимость Европы от российского газа и что он противоречит энергетической политике ЕС.

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности:

Ни у кого не было иллюзий, что в Европе (и не только в ней, кстати) найдется немало желающих торпедировать проект, который направлен на укрепление безопасности газоснабжения рынка ЕС российским топливом. Позволю себе напомнить, что часть подписантов активно выступали и против первого «Северного потока». Та же Польша обвиняла Россию и Германию во всех смертных грехах. Но уже сейчас можно однозначно говорить, что первые две нитки трубы через Балтику сыграли колоссальную роль и в укреплении безопасности поставок российского газа (такие страны как Германия, Чехия и даже Словакия могут снабжаться российским газом вне зависимости от ситуации на Украине), и даже в развитии трансграничных потоков в Центральной Европе и создании единого рынка в этой части ЕС, о чем давно ратует та же Еврокомиссия. И это было сделано на деньги инвесторов «Газпрома» и его европейских партнеров без привлечения фондов Евросоюза.

Думаю, что сопротивление и дальше будет ожесточенным, но рассчитываю, что рациональный подход, основанный на подлинных интересах европейской энергетической безопасности в части прямого доступа к надежному и долгосрочному источнику поставок самого экологически чистого ископаемого энергоносителя, возобладает.

Что касается причин появления такого письма, то часть стран просто отрабатывают линию антироссийского поведения — Польша и Прибалтийские республики. С их стороны это чистой воды оголтелая политизация энергетического сотрудничества. Литва готова переплачивать за норвежский СПГ и еще содержать дорогостоящий плавучий терминал и инфраструктуру доставки газа только бы заявить о независимости от российского газа, хотя за весь период непростых отношений Москвы и Вильнюса единственная угроза прерывания поставок была со стороны транзитера, в данном случае Белоруссии (впрочем, эта проблема была полностью решена, и после приобретения «Газпромом» «Белтрансгаза» никто о былых проблемах с белорусским транзитом даже не вспоминает). Для других стран (Словакия и Румыния) отсутствие транзита через Украину предполагает полную или частичную потерю платежей со стороны «Газпрома». Венгрия и Греция рассчитывали получить транзитный статус за счет «Турецкого потока», перспективы которого сейчас весьма туманны. Позиция Чехии, если она имеет место быть, мне вообще непонятна, поскольку Прага стала одним из главных бенефициаров от «Северного потока-1».

Проект имеет мощный и сбалансированный состав акционеров — «Газпрому» принадлежит 50%, а вторая половина распределена равными долями между крупными европейскими энергетическими компаниями — немецкими E.ON и BASF, французской Engie, англо-голландской Shell и австрийской OMV. Очевидно, что Западная Европа заинтересована в проекте, и будет стараться снизить накал политических нападок со стороны других членов ЕС.

Источник: Центр энергетической безсопасности, 02.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики